Левада-Центр опубликовал результаты опроса по внешней политике России. Респонденты сами выбирали из списка то, что они считали приоритетным. Как выяснилось, взгляды россиян в целом совпадают с теми позициями, которые звучат в новостях и на политических телешоу. Социологи тем не менее считают, что игра здесь более сложная – власть просто старается обосновать свои решения таким образом, чтобы получить поддержку у населения.
Социолог Левада-Центра Денис Волков рассказал «НГ», что опрос проводился посредством личных интервью, выбранные приоритеты надо было расположить по убывающей. Он пояснил, что данный опрос – это плановое исследование, проводимое регулярно для того, чтобы можно было отследить динамику мнения граждан. И аналитических выводов из данного конкретного опроса делаться не будет.
Респонденты между тем заявили, что главным запросом для них является «обеспечение мирного и безопасного существования страны», – так ответили 59%. Следом идет «восстановление авторитета России как одной из самых влиятельных стран в мире» – 49% опрошенных. «Защита отечественных производителей» в приоритете у 41%. И только потом идет «поддержание дружественных отношений с наиболее развитыми странами», за что отдали свой голос 27% опрошенных.
За «решение конфликтов в горячих точках, противодействие угрозе терроризма совместно с другими странами» голосовал лишь 21%. За «политику сдерживания, противодействие экспансии Запада, росту влияния США» – 19%, «расширение границ влияния России в мире» интересует 14% респондентов.
Отметим, что это не слишком логично – хорошие отношения между Россией и Западом ставить ниже абстрактной «безопасности страны», которая в том числе зависит и от них. Однако нетрудно заметить, что именно так преподносится международная ситуация во многих ТВ-программах. «У россиян противоречивые взгляды. В целом люди за мир, но считают, что поскольку сейчас конфликт с ЕС и США – сближаться нужно, если только Запад первым пойдет навстречу. А поскольку они сейчас против нас – надо стоять на своем», – пояснил Волков.
По его словам, во внешней политике мало кто разбирается досконально, а потому на первый план выходит внутренняя установка людей, которая формируются отчасти обществом, а отчасти – благодаря ТВ. Волков отметил, что подобные ответы, конечно, связаны с телепропагандой, но и сама она базируется на том, что же люди хотят услышать. «Свои решения власть старается подавать так, чтобы они были приемлемыми для людей, поэтому и есть такое манипулирование смыслами. Происходит создание другой картины происходящего. Тут сложная игра: власть, принимая решения из своих соображений и интересов, но желая получить поддержку, подает эти решения в определенном виде через телеканалы, а они по-прежнему остаются главным источником информации для большинства», – пояснил эксперт.
По его словам, ситуацию, например, в Украине и Сирии россияне воспринимают в основном через ТВ: «Поддержка войны в Сирии происходит потому, что есть понимание: терроризму надо противостоять. А действия в Украине одобряются не потому, что мы ее хотим прибрать к рукам, а лишь из-за того, что «США вмешиваются», есть угроза русским и т.д. И такие аргументы действуют, а вот о расширении границ большинство и не думает».
То есть, по мнению Волкова, главным для россиян во внешней политике остаются два пункта – «чтобы не было войны» и «чтобы нас уважали». Как отметил социолог, «установки такие: Запад пусть занимается своими делами, а мы – своими, и к нам пусть не лезут».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин тоже считает, что настроения россиян диктуются не только телепропагандой: «Это более глубинные вещи. Люди хотят самоутверждения и величия страны, уважения к ней, но при этом осторожно относятся к воинственности и расширению границ». По мнению Макаркина, сегодня внешнеполитический запрос россиян действительно сложный и противоречивый. «Воевать не надо, но и никакие уступки делать ни в коем случае нельзя. Такой подход целиком не удовлетворит ни имперцев, ни либералов. Но не факт, что через время все останется прежним», – отметил он. Политолог подчеркнул, что настроение россиян в дальнейшем будет зависеть не только от ТВ, но и от того, как дальше будет развиваться страна: «Чем лучше будут обстоять дела, тем меньше будет потребность в шагах навстречу Западу. Если же проблемы будут увеличиваться, тогда потребность договариваться возрастет».