Протесты бывших работников предприятия-банкрота продолжаются уже более года. Фото РИА Новости
Лидер шахтерских протестов города Гуково Ростовской области Валерий Дьяконов обратился к президенту, генпрокурору и губернатору с требованием вмешаться в ситуацию с невыплатой долгов по зарплате. Если этого не произойдет, предупредил он, могут начаться активные действия – например, перекрытие федеральной трассы М4 или железной дороги. Горняки в последние дни развернули широкую информационную кампанию. Например, они подали в суд на гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова за оскорбление тех, кто протестует против власти.
В своем послании Дьяконов напоминает, что в Гуково уже второй год стоят шахтерские пикеты, которые требуют полной расплаты с ними по долгам, оставшимся от обанкротившегося предприятия «Кингкоул».
«Ко мне случайно попала информация, что некая группа шахтеров, около 20 человек, устав от произвола власти, не желающей выдавать остаток задолженности в сумме 374 млн руб., приняла решение о перекрытии трассы М4 или железной дороги на Москву. Это делается для привлечения внимания президента России, Генпрокуратуры к произволу губернатора Василия Голубева и его команды, которые скрывают происходящее в городе», – указал в письме лидер бастующих.
Дьяконов отметил, что хотя сам он ни разу не призывал людей к перекрытию трассы и нарушению закона, но он их понимает: «Их ограбили с помощью власти. И власть не хочет отдать то, что принадлежит шахтерам и их семьям. Уже умерло 11 человек, так и не получив своих денег», – заявил он в официальном обращении.
Как пояснил «НГ» Дьяконов, угроза перекрытия дорог вполне реальна, это может произойти в ближайшее время. Он сказал, что поскольку находится под домашним арестом в Звереве (в соседнем с Гуково городе. – «НГ»), то не может напрямую контролировать ситуацию: «Я их еще как-то сдерживал, теперь люди устали ждать. Это начало неуправляемого процесса. Возможна такая же трагедия, как с расстрелом рабочих Новочеркасска в 1962 году. Людям нечего есть, выплаты прекратились, а губернатор не идет на диалог – считает нас за быдло».
Как пояснил «НГ» руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов, «шахтеры хотят, чтобы о них не забыли, им нужна поддержка со стороны общества и СМИ, они понимают, что без этого их проблемы не решатся».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, в свою очередь, не исключил радикализации протестов: «Ситуация сложная – это как бы такой «подземный пожар», а потому не надо приуменьшать значение отложенных протестов. Так что вопрос только в том, как отреагирует власть».
Как выяснила «НГ», сейчас никакие политические силы шахтеров по факту не поддерживают. Дьяконов объяснил, что хотя он является первым секретарем горкома КПРФ в Звереве, попытки решить проблемы шахтеров через коллег по партии не удались. «Мой земляк Коломейцев не откликнулся, отозвался только Рашкин, от которого мы и увидели реальную помощь. Но сейчас Зюганов им недоволен – и мы приостановили контакты», – пояснил он. Источник «НГ» в КПРФ отметил, что партия вовсе не хочет отказываться от темы шахтеров, которая подтверждает, что это партия трудового народа: «Зюганов заявил об их проблемах в Госдуме, горняков приглашали на митинг в Москву, им собирали целые фуры помощи, а также давали путевки детям в «Артек». Но реальную помощь в проблеме выплат оказывает только Рашкин. И хотя товарищи по партии сейчас его прижали, он продолжает рассылать повсюду свои запросы».
Что касается иска шахтеров к Федорову, то он подан в Останкинский суд Москвы как раз при поддержке Центра экономических и политических реформ. Дьяконов считает, что глава ВЦИОМа назвал дерьмом не столько оппозицию, сколько тех, кто ищет справедливости и недоволен властью. Как сказано в исковом заявлении: «Ответчик включает в обозначенную категорию тех, кто настроен негативно по отношению к курсу Владимира Путина, а также к его режиму и его персоне». Миронов же рассказал «НГ», что хотя и помогал шахтерам составлять иск, но инициатива была исключительно с их стороны.
Макаркин считает, что этим иском горняки хотят привлечь внимание столичной публики и призвать ее к солидарности: «Гуково и Москва – разные миры, а иск – это попытка их соединить. Шахтеры ищут поддержки везде, где можно». По мнению эксперта, политизация шахтерского протеста налицо, но пока непонятно, найдет ли он адекватное политическое выражение. А это уже больше зависит от российской оппозиции.