Источник: экспертный опрос Объединенного гражданского форума и Центра социального проектирования «Платформа»
В Комитете гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина изучили перспективы развития в стране локальных конфликтов. Эксперты отмечают, что пока чаще всего они связаны с социальными факторами. Пока такие протесты проявляются в отдельных регионах, но со временем могут выйти и на федеральный уровень. Одна из основных причин разрастания локальных конфликтов – это отсутствие диалога властей с гражданами.
«Локальные общественные конфликты стали характерной чертой российской действительности, они оказывают все более серьезное влияние на общественно-политическую повестку дня», – говорится в совместном исследовании КГИ и экспертного центра «Платформа».
В нем выделены пять основных типов таких конфликтов. Есть антизастроечные и ограничительные, когда нарушаются права и свободы граждан. И, конечно, есть еще национальные и экологические конфликты, а также культурно-ценностные, когда есть угроза популярным городским объектам.
Причем не всегда, утверждают эксперты, конфликты носят негативный характер, потому что они «позволяют общественным группам помочь донести до власти свою позицию», а власти – выявить значимые проблемы. «Кроме того, конфликты – это возможность выплеска общественного напряжения и инструмент обратной связи региональной власти и населения», – указано в исследовании.
Локальные конфликты нейтрализуются в основном усилиями местных властей, региональные и тем более федеральные вмешиваются только в случаях большого резонанса, политических выгод или политической повестки.
По мнению экспертов, количество конфликтов в стране и их масштабы будут расти. Так что если пока достаточно прибегнуть к помощи силовиков для сдерживания протестующих, то в скором времени этого может оказаться недостаточно.
Более того, перед властями могут встать новые вызовы, связанные «с развитием новой социальной реальности, основанной на сетевых коммуникациях». Протест будущего, например, может строиться по модели WikiLeaks, когда «можно будет сделать какой-нибудь слив в Сети, после чего несколько десятков человек пройдут с зонтиками по Красной площади».
КГИ распространил и результаты экспертного опроса, большинство респондентов которого высказали позицию, что «власти не готовы идти на уступки или готовы идти на них по несущественным поводам». 58% опрошенных экспертов заявили, что возникновение локальных конфликтов зависит от качества управления на уровне городской власти. 33% связали конфликты с работой региональных властей, 29% – федеральных чиновников.
При этом почти 49% участников опроса убеждены, что конфликты приведут к снижению явки на предстоящих президентских выборах, так как люди будут разочарованы в институтах власти. Без малого 27% ответили, что их недовольство, напротив, поможет увеличить явку за счет «общей политизации среды». А еще чуть больше 20% посчитали, что локальные конфликты никакого влияния на главные выборы не оказывают.
Однако в самом докладе отмечается, что «в регионах, где прошли наиболее резонансные локальные конфликты, зафиксирована и самая низкая явка на выборах в Госдуму 2016 года».
Экспертами выявлено четыре вида протестов: легальные и нелегальные формы прямого действия (санкционированные и несанкционированные митинги), конструктивные формы непрямого действия (письма, запросы и т.п.) и «партизанские» непрямые действия (утечки в СМИ, провокации в Сети).
В десятку регионов с наиболее заметным конфликтным фоном включены Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Дагестан, Крым, Севастополь, Краснодарский край, Самарская и Свердловская области.
Член Московской Хельсинкской группы (МХГ) Вячеслав Бахмин считает, что сегодня «внимание власти к проблеме можно привлечь только через протесты». Эксперт Левада-Центра Денис Волков предупредил, что чем сильнее авторитет власти будет снижаться, тем более вероятны гражданские волнения и вообще рост общественного недовольства.
По словам ректора Российской экономической школы профессора Шлома Вебера, общее количество внутристрановых конфликтов растет. До недавнего времени они были вызваны этническими и религиозными различиями. Теперь к ним добавились еще и конфликты, «обусловленные усилением экономического неравенства». При этом член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин пока не видит такой угрозы на уровне всей страны. По его мнению, большинство россиян «еще не готовы к серьезным социальным протестам».