К поиску экстремизма в Интернете привлекут ветеранов боевых действий и силовых структур. Такой пункт, по информации «НГ», есть в будущей госпрограмме по противодействию запрещенному контенту, которую готовят в Общественной палате (ОП) России. По данным проекта «МедиаГвардия», экстремисты и вербовщики террористических организаций действуют в основном в отечественных соцсетях – именно с них и предлагается начать зачистку.
В ОП указывают, что на общедоступных сайтах в Интернете все чаще стала появляться запрещенная или сомнительная информация. Основной упор делается на ее потребление самой податливой аудиторией – молодежной.
По словам члена ОП Дмитрия Галочкина, ветераны – действительно самая активная часть гражданского общества. Зампред Всероссийской общественной организации военных «Боевое братство» Геннадий Шорохов подтвердил заинтересованность ветеранов в розыске онлайн-нарушителей. Он отметил, что многие бывшие силовики и сейчас активно участвуют в антиэкстремистских мероприятиях, например проводят профилактическую работу в школах.
Напомним, что ранее к мониторингу соцсетей власти пытались привлечь блогеров, но многие из них отказались помогать силовым структурам. Это и неудивительно, ведь поиски сетевых экстремистов зачастую приводят к тому, что под статьи Уголовного кодекса подпадают и сами деятели блогосферы.
В своей программе ОП предлагает сделать упор на поисках «уроков» так называемого украинского сценария, специфике сетевого воздействия запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» (ИГ) и суицидальных группах. Представители ОП, кстати, убеждены, что вовлечение молодежи в исламский радикализм продолжает оставаться массовым, о чем свидетельствует и официальная статистика.
Как выяснила «НГ», при этом региональные палаты рапортуют наверх, что выявление в соцсетях признаков экстремизма требует исследований специалистов, которые есть не во всех субъектах. Например, по словам начальника Центра по противодействию экстремизму УМВД по Белгородской области Григория Борисовского, ближайшие судебные учреждения, где можно заказать экспертизу, находятся в Курске или Воронеже: «В связи с большим объемом поступающих материалов это занимает длительное время и не позволяет принять своевременное решение о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц».
Интернет-проект «Медиа-Гвардия», в свою очередь, провел исследование наиболее популярных мест для распространения радикалами их подрывных идей.
В этом докладе говорится, что около 91% пользователей ежедневно посещают свои странички в соцсетях – в среднем они проводят в онлайне 5–10 часов. Выяснилось, что наибольшей популярностью пользуется сеть «ВКонтакте», ее ежемесячная аудитория превышает 90 млн человек. «Около 41% из них – подростки возрастом от 14 до 21 года», – говорится в отчете. Следом по популярности идут «Одноклассники», где эксперты насчитали около 73 млн активных пользователей. В Instagram сидят примерно 22 млн человек, в Facebook – 19 млн, в Twitter – 8 млн россиян. По словам руководителя «МедиаГвардии» Анны Рогачевой, в международных соцсетях не так много экстремистского или другого запрещенного контента – а все потому, что они рассчитаны на более зрелую аудиторию. «Радикалы идут туда, где больше молодежи», – настаивает она.
А вот на российских ресурсах, согласно исследованию медиа-гвардейцев, каждый второй пользователь постоянно сталкивается с «негативным» контентом. «В ходе исследования было проанализировано более 220 групп в «ВКонтакте». Общее количество пользователей – 253 тыс., из них 158 тыс. (62%) – подростки», – пишут авторы. Они утверждают, что, судя по заходам на странички, среди подростков все же популярна суицидальная тематика: «Помимо страшных картинок и видеозаписей сюда можно отнести такие игры, как «Синий кит», «Беги или умри», «Правда или действие», разнообразные видео на подобную тематику».
В 60% случаях информация о наркотиках публикуется на сайтах или агрегаторах, 30% – в мессенджерах, 10% – на страницах соцсетей. Пропаганда экстремизма и терроризма, согласно данным доклада, направлена на подростков, которые составляют 22% подписчиков подобных групп.