0
3370
Газета Политика Интернет-версия

25.05.2017 20:08:00

Свободе слова Интернет не помогает

Тэги: сми, пресса, свобода слова, интернет


сми, пресса, свобода слова, интернет Фото сайта www.securitylab.ru

Общественные организации, занимающиеся защитой прав журналистов, выяснили, что свобода слова сохраняется, но ограничений вокруг нее становится все больше. По словам правозащитников, натиск надзорных ведомств не слабеет, возникают новые запреты, растут штрафы. То, что, по сути дела, все СМИ стали сетевыми, их положение только осложняет.

Участники конференции «Свобода слова: российские реалии, проблема, перспективы» отметили, например, резкий рост штрафов, которые выписывают отечественным масс-медиа. «За клевету раньше наказывали суммой в 200 тыс., а теперь – в 5 млн руб.», – заявила директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. По ее словам, подобную сумму можно получить и «за ерунду», скажем, за маркер 16+ вместо 18+. Эксперты указали на то, что штрафы для редакций за последние годы появились еще в двух десятках статей различных кодексов.

По словам экспертов, новостные агрегаторы, которые скоро будут вынуждены отвечать за публикуемый ими контент, «впадают в ступор» – они до сих пор не могут понять, как можно отследить порядка 500 заголовков в день. Агрегаторы, конечно, не должны отвечать за то, что публикуют традиционные СМИ, но ведь большинство сетевых изданий так и не зарегистрированы. То есть если их заголовки попадут в новостную ленту и вызовут претензии чиновников, то агрегаторы все же будут нести ту же ответственность, что и редакции.

Как рассказали в Центре защиты прав СМИ, среди тех, кто обращается в суд с жалобами на те или иные публикации, теперь довольно мало чиновников. В основном иски подают обычные граждане, чьи интересы были затронуты в материале. У властей же сейчас более популярен другой метод борьбы с нелояльными журналистами – это уголовные дела по «экстремистским статьям». И эта тенденция удручает – ведь по таким статьям суды практически всегда выносят обвинительные приговоры.

Участились случаи, когда авторы СМИ привлекаются якобы за демонстрацию нацистской символики, причем, говорится в докладе Центра, «на самом деле редко когда это были обоснованные обвинения». Большинство из таких публикаций, напротив, носили антифашистский характер, но Роскомнадзор обычно не обращает внимание на их суть, его подход – «главное, что есть свастика».

Арапова пожаловалась участникам конференции и на жесткость преследований за нецензурную лексику. Она также напомнила, что с 1 июля повышаются штрафы за неправомерную публикацию персональных данных, и отметила массовость нарушений в медиа-сфере авторских прав – «говоря проще, сегодня тырят все и у всех».

Между тем, эксперты, выступившие на конференции по защите права слова, заявили, что власти напрасно вернули в Уголовный Кодекс (УК) статью о клевете. По статистике Верховного суда (ВС) России, за 2,5 года по этой статье было рассмотрено больше 3 тыс. дел. «Ни одного журналиста так и не осудили», – подтвердила Арапова. Зато из-за этой нормы УК страдают активные граждане. К примеру, 60-тилетнего пенсионера из Ойшкар-олы Евгения Шевелева оштрафовали на 20 тыс. руб. за неаккуратное высказывание на митинге. Он проходил мимо проводящийся акции против плохих дорог и решил присоединиться. Ответственность за бездорожье Шевелев возложил на «Единую Россию» и руководителя региона, которого он назвал «смотрящим» за областью. Бывший на то момент главой республики Леонид Маркелов подал на пенсионера в суд – и тот признал активиста виновным в клевете в публичном выступлении, потому что, мол, слово «смотрящий» имеет явную «криминальную подоплеку».

Руководитель центра «Сова» Александр Верховский предупредил СМИ о коварстве административных наказаний. По уголовным статьям сроки давности вроде бы больше, а по административным – всего-то три месяца. Однако исчисляется тот по сути дела произвольно. «Оказывается, важно, не когда вы что-то написали, а тот момент, когда этот факт полиция обнаружила и зафиксировала. То есть человек может репостить что-то, что раньше было не запрещено. Через год оно становится запретным, текст попадает в федеральный список – и репост годичной свежести становится административным правонарушением, хотя вы о нем уже можете и не помнить». – заявил Эксперт. Кстати, на тот счет, что так быть не должно, уже было и разъяснение ВС, однако по признанию эксперта, чиновники и судьи его игнорируют.

Конференция сделала вывод, что новые законы, регулирующие деятельность медиа-пространства, серьезно ограничивают право на доступ к информации и на ее распространение. Роскомнадзор стал чаще блокировать оппозиционные СМИ и интернет-ресурсы, которые критикуют власть. То есть уход почти всех российских изданий в Сеть ничего хорошего им не принес, а наоборот, добавил проблем. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
3398
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
2150
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
2386
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
2351

Другие новости