0
9766
Газета Политика Интернет-версия

27.04.2017 19:54:00

Нежелательные – на выход

Тэги: общественные объединения, нежелательные организации, минюст, открытая россия, ходорковский, протестные акции


общественные объединения, нежелательные организации, минюст, открытая россия, ходорковский, протестные акции Мария Баронова в режиме онлайн сообщает об оперативно-разыскных мероприятиях в офисе «Открытой России». Фото с официального сайта движения «Открытая Россия»

В московский офис движения «Открытая Россия» (ОР) Михаила Ходорковского правоохранители пришли с обыском практически сразу же после того, как Минюст пополнил официальный список нежелательных организаций тремя структурами с аналогичными названиями, но с заграничной дислокацией. В ОР считают, что давление связано с завтрашней акцией протеста «Надоел». Эксперты предупреждают, что есть и другие способы прекратить активность этого оппозиционного движения, которое действует в России без госрегистрации. Например, изменить закон об общественных объединениях, который сейчас это позволяет.

Хотя официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной и разъяснил, что статус нежелательных относится лишь к тем организациям с названием «Открытая Россия», которые имеют британские или американские адреса, в отделения российской ОР по всей стране уже начали приходить правоохранители. На момент подписания этого номера «НГ» обыск шел в московском и казанском офисах движения, а в Кирове конфисковали весь тираж агитационных материалов к акции 29 апреля.

Координатор ОР по Москве Мария Баронова сообщила, что «происходит изъятие техники, бумаг и других материалов, наши сотрудники приняли решение остаться в здании». На сайте ОР также появилось сообщение, что и в столичном офисе изъяты 100 тыс. подготовленных к акции петиций с обращением к президенту Владимиру Путину отказаться от выдвижения на четвертый срок.

Судя по всему, штаб-квартирами ОР занимаются сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом МВД РФ. Действия полиции как по команде начались спустя несколько часов после того, как Минюст поместил в официальный список нежелательных организаций названные накануне Генпрокуратурой три зарубежных структуры. То есть уточнения, что российской ОР это не касается, никакого значения, по сути дела, не имели – недаром из разных источников идут сообщения, что полицейские объясняют обыски поиском фактов, подтверждающих связь отечественной ОР с ее заграничными аналогами.

При этом последних Генпрокуратура, как известно, обвинила в том, что «их деятельность направлена на инспирирование протестных выступлений и дестабилизацию внутриполитической ситуации, что представляет угрозу основам конституционного строя РФ и безопасности государства». Напомним, кстати, что по закону сотрудничество российских резидентов с нежелательными организациями предполагает уголовное наказание вплоть до лишения свободы.

Как пояснил «НГ» координатор ОР в Петербурге Андрей Пивоваров, пропаганда развернулась против ОР в преддверии всероссийской протестной акции 29 апреля, поскольку она зацепила власть. Он отметил, что инициатива Генпрокуратуры дает обратный эффект – сочувствие ОР стали выражать люди, ранее ей не симпатизировавшие.

Напомним, что до нынешних прямых действий против ОР ранее уже возникали инициативы, предлагающие ограничить деятельность подобных ОР организаций. 

Для этого планировалось приравнять статус общественных объединений, по закону не требующий госрегистрации, к юрлицам (см. «НГ» от 24.03.17). Действительно, сейчас в законе об общественных объединениях (ФЗ № 82) указано, что граждане имеют право создавать их без предварительного разрешения органов госвласти. Отмечается, что общественные объединения могут регистрироваться, приобретая права юрлица, либо функционировать без госрегистрации.

Замруководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов считает, что раз ОР финансируется Ходорковским, то, по сути дела, это иностранная организация: «Регистрацию иностранных организаций, конечно, надо ввести. Тех общественных объединений, которые имеют иностранное происхождение». Депутат отметил, что настоящая российская организация просто не сможет работать без счета в банке, который не открыть без регистрации, так что все вынуждены регистрироваться. Впрочем, Емельянов сомневается в том, что регистрироваться стоит обязывать всех подряд. В общем, депутат полагает, что с соответствующей инициативой должен выступить Минюст, а Госдума его рассмотрит. «У нас уже была обязательная регистрация объединений, когда только Конституция была принята, и ничего, никто не оспаривал. Конституционным правам граждан это не противоречит», – пояснил Емельянов.

Первый зампред профильного комитета ГД Дмитрий Вяткин заявил «НГ», что «если организация действует без регистрации, то это все равно может порождать для нее правовые последствия в тех случаях, когда она занимается деятельностью с нарушением законодательства – например, антиэкстремистского или антитеррористического». То есть необходимости править закон специально под ОР он не увидел, намекнув, что с ней можно справиться и имеющимися способами, – и оказался прав.

Отметим, что первоначально Пивоваров скептически отнесся к возможности законодательного ограничения деятельности ОР, напомнив, что такие инициативы уже возникали, но не осуществлялись. Оппозиционер отметил, что ОР специально не стала регистрироваться, ее деятельность обеспечивается за счет состоящих в ней активистов. Но потом подчеркнул, что в преддверии президентских выборов соответствующая инициатива все-таки может появиться. По его словам, если ограничительные поправки в закон все же будут приняты, то попутно окажутся ограничены права большого количества людей, не занимающихся политикой, что «толкнет их к протесту».

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что действия силовиков – это пока лишь ответ на акцию ОР 29 апреля. В то же время эксперт заявил, что это может быть и более серьезный сигнал со стороны власти: «Сейчас будут искать пути, как ограничить деятельность ОР в России. Пока она отбивалась, может быть, отобьется даже и в этот раз, но это не означает, что проблемы не возникнут в будущем. Возможно, придумают ограничивающий механизм под ОР, но для этого необходимо политическое решение», – отметил он.

По мнению Макаркина, ограничительные поправки в закон об общественных объединениях если и не противоречат букве Конституции, то точно не соответствуют ее духу. «Основной закон, принятый в 1993 году, по сути, демократический, недаром главу о правах и свободах не могут изменить депутаты и сенаторы. Но если в Конституции прописан приоритет прав человека над государством, то на практике сейчас торжествует подход, когда преобладает приоритет интересов государства над интересами личности, а значит, и ограничение свобод», – заявил он.

Таким образом, обязательность госрегистрации общественных движений в данную логику укладывается вполне точно. Тем более что у них всегда будет простой выход избежать исполнения этой обязанности, а именно –  быстро прекратить свою деятельность.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1673
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1586
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1343
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1530

Другие новости