0
11324
Газета Политика Интернет-версия

10.04.2017 19:54:00

"Новая оппозиция" проведет политические экскурсии против власти

Тэги: новая оппозиция, протестные акции, политическая экскурсия, либералы, политики, националисты


новая оппозиция, протестные акции, политическая экскурсия, либералы, политики, националисты Романа Ковалева (второй слева), Юрия Горского и Дмитрия Степанова по дороге на Красную площадь полиция так и не задержала. Фото Дениса Стяжкина/styazshkin.livejournal.com

Движение «Новая оппозиция» ищет дополнительные способы мобилизации сторонников. В протестных воскресных прогулках уже участвует почти 150 городов страны, а в Москве впервые удался прорыв на Красную площадь. В следующие выходные он, возможно, будет повторен под видом «политической экскурсии». По мнению экспертов, власть, пока не видя от этих прогулок вреда, полагает, что попытки их подавить только придадут популярности новому движению. В его рядах, как известно, все-таки смогли объединиться либералы и националисты, выступающие за жесткое противостояние действующему режиму.

Как стало известно «НГ»,  активист «Новой оппозиции» Юрий Горский предлагает начать проведение протестных прогулок в формате своего рода экскурсий по Москве. «Тогда спикеры (то есть лидеры движения. – «НГ») станут гидами, а соратники – туристической группой», – сказал он. Потом данный формат гуляний, полагает Горский, можно было бы распространить и на всю страну: «В первую очередь это, конечно, касается Москвы и Петербурга. Но Россия полна исторических мест. Во время этих экскурсий и можно рассказывать о политической жизни страны». Кстати, Горский не исключил, что «Новая оппозиция» может привлечь и профессиональных экскурсоводов, чтобы у полиции не было повода обвинить гуляющих в нарушении закона и провести аресты.

Что же касается столицы, то активист отметил, что 9 апреля новый формат уже был опробован: «Мы впервые провели такую экскурсию, я на Красной площади рассказал о формировании диктаторской власти в современной России». Горский отметил, что одновременно был проверен и новый маршрут от станции метро «Маяковская». «25-я прогулка «Новой оппозиции» ознаменовалась уходом от полиции. На нас были ориентировки, на Пушкинской площади нас ждали девять автозаков. Но мы, дойдя до Пушкинской, разделились на две группы. Одна группа прошла, как прежде, по Тверской, а вторая спустилась в подземку. Встретились же мы на Манежной. После чего отправились сразу на Красную площадь, которая обычно закрыта для нас, и там провели стихийный сход, оставив позади взвод полицейских, которые были подобным зигзагом застигнуты врасплох», – заявил он «НГ».

На вопрос, почему же власти никак не пресекут их протестную активность, Горский пояснил, что сотрудники органов обычно не церемонятся, но тут «они растерялись, не знали, что делать, потому что на самом деле наша полиция очень неповоротлива – пока нет приказа от начальства». Кстати, по информации оппозиционеров, в тот воскресный день предполагалось арестовать именно действующих спикеров движения – его самого, Романа Ковалева и Дмитрия Степанова, но толпа сторонников их защитила, проводив до ГУМа. То есть, по мнению Горского, полиция не оставляет их в покое: «Они хотят взять нас на поводок, чем больше протоколов, тем лучше».

Как пояснил «НГ» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, идея экскурсий не выглядит общемобилизующей. «Более широкую аудиторию привлекают эмоциональные темы – такие, как борьба с коррупцией», – отметил он. 

Эксперт считает, что власти не давят «Новую оппозицию», опасаясь вызвать обратный эффект. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что «вряд ли сейчас оппозиционные экскурсии мобилизуют большое количество людей». Эксперт не исключил, что они могут проходить по местам боевой оппозиционной славы: «Показывать, где в 1991 году в Москве были баррикады, или переходить через Немцов-мост». Калачев согласен, что власть намеренно не подавляет «Новую оппозицию», одновременно держа ее под контролем и в тонусе. Она нужна, с одной стороны, чтобы показать, как маргинализовались несогласные, а с другой – чтобы иметь под рукой настоящих сторонников майдана.

Движение «Новая оппозиция» действительно представляет собой необычное явление. Его ядром  является союз либералов, которых не устраивает низкий конфронтационный потенциал старых либеральных партий, политиков и националистов, отказавшихся принимать повестку «русской весны» и вставать на государственническую позицию в отношении событий киевского Евромайдана, присоединения Крыма и войны на юго-востоке Украины. Для идеологии русского национализма последние три года оказались, возможно, самыми тяжелыми за всю его постсоветскую историю. В украинском вопросе для него переплелись отношение к государству, режиму, границам, политическому самоопределению русских: то есть те аспекты его доктрины, которые вне обострившего их конфликта оставались второстепенными на фоне проблем с мигрантами и Северным Кавказом.

Представитель оргкомитета Партии националистов Иван Белецкий считает их целью в «Новой оппозиции» политическое представительство и выход движения из маргинального пространства: «Националисты стремятся к полной легализации, к представительству в парламенте и выставлению своих кандидатов на выборы президента. Националисты нового типа борются с маргинальностью движения и готовы к союзам с разными силами, которые идеологически отличны, если это может повысить влиятельность самих националистов».

Первая политическая экскурсия оппозиции вокруг Кремля уже состоялась.	Фото Дениса Стяжкина/styazshkin.livejournal.com
Первая политическая экскурсия оппозиции вокруг Кремля уже состоялась. Фото Дениса Стяжкина/styazshkin.livejournal.com

Идея выступления либералов и националистов единым фронтом не нова, она звучала еще во время масштабных протестов в 2011–2012 годах. Тогда многочисленные черно-желто-белые знамена стали неожиданным зрелищем на оппозиционных митингах и шествиях. Националисты оказались как среди ораторов, так и среди заключенных по «болотному делу».

Однако выработать общую повестку помешали как идеологические разногласия, так и вопросы лидерства в протестном движении. Выборы в Координационный совет оппозиции продемонстрировали, что видеть на традиционно либеральных массовых мероприятиях завсегдатаев «Русских маршей» готовы немногие. Идея союза находила множество противников даже в 2016 году: победа саратовского блогера Вячеслава Мальцева в праймериз ПАРНАСа, ставка на правую аудиторию в попытке расширить электоральную базу партии привели к ее расколу. Именно о «сомнительном» решении о союзе с националистами писал в декабре 2016 года зампред ПАРНАСа Илья Яшин как о главной причине своего выхода из партии.

Однако нашлись и те, кто признал опыт сотрудничества расколовшихся движений позитивным. «Основали «Новую оппозицию» сразу после сентябрьских выборов в 2016 году. На выборах разные силы хорошо взаимодействовали и смогли договориться, мы решили продолжить этот процесс, – говорит Белецкий. – Главным условием изначально было, чтобы за представителем «Новой оппозиции» были ресурсы и за ним шли люди. Фактически изначально было три человека, которые договорились объединить силы: это я, Марк Гальперин, представитель демократов и уличного демократического протеста, и Дмитрий Степанов, представитель либерального истеблишмента. Далее начали присоединяться различные оппозиционеры».

«Новая оппозиция» принципиально выступает за стратегию уличной мобилизации: основными мероприятиями объединения сейчас являются еженедельные «прогулки оппозиции», народные сходы и митинги. «Старая оппозиция рассчитывала на коррекцию власти, на некий договор, новая рассчитывает на полную смену формации и политической системы в стране. Старая оппозиция делала ставку на выборы, новая – на уличный протест. Столкнувшись с нереализованностью планов на выборах, старая оппозиция фактически распалась. Идея старой оппозиции не может существовать в условиях приближения к тоталитарному политическому режиму. В условиях, когда фактически нет права выбора, решить дело может только улица, где граждане еще могут что-то выбрать. Тактика строится на увеличении союзов с разными политическими силами: уличный протест и уличные акции доминируют над выборами», – рассказывает Белецкий.

При этом вопросы идеологического характера, мешавшие националистам и либералам объединиться в прошлом, демонстративно отодвигаются на второй план. Так, в декабре в конференции движения участвовали самые разные люди: от профсоюзных активистов до уличных музыкантов, объединенных неприятием текущей политической и экономической ситуации в стране, а самый яркий представитель либералов Марк Гальперин сделал в докладе упор на политизацию социального протеста. «Уверен, что у всех нас есть запрос на перемены. Перемены не только во власти, перемены в сердцах и головах граждан», – заявил тогда пресс-секретарь движения Роман Ковалев. Именно такой запрос, а не мнимое сближение националистической и либеральной повесток, и является основой для взаимодействия этих традиционно конфликтующих политических течений. Залогом сотрудничества движений становится преодоление общих трудностей и проблем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1528
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1465
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1231
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1401

Другие новости