Протестующие водители дороги не перекрывают, они пока просто демонстрируют свой потенциал. Фото с сайта www.asn24.ru
По данным «Объединения перевозчиков России» (ОПР), акция протеста охватила практически все регионы. Требования как экономические – против системы оплаты проезда «Платон», так и политические – за отставку ряда чиновников и правительства в целом. Пока число участников – около 10 тыс. человек. Грузовики встают вдоль дорог в крупных городах и на подъездах к ним. Дальнобойщиков поддержали таксисты, которые недовольны вытеснением мелких компаний.
Как и было обещано, с 27 марта дальнобойщики запарковали свои фуры на обочинах дорог в Московской, Оренбургской, Амурской областях, Петербурге, Татарстане, Приморье и других регионах. По словам одного из координаторов Сергей Владимиров, «мы требуем отставки правительства, но в первую очередь – министра транспорта Максима Соколова».
Активист отметил, что с министром водители в любом случае общаться уже не намерены. Что же касается послабления, сделанного на днях премьером по росту тарифа в «Платоне», то дальнобойщики его не воспринимают, они жестко выступают за отмену системы или ее полную реорганизацию с передачей государству.
Как уже писала «НГ», среди других требований дальнобойщиков – изменение транспортного налога, режимов труда и отдыха, наведение порядка на постах весового контроля и предоставление обоснованных расчетов по акцизам на топливо. Если власти не отреагируют, то есть и политическая составляющая – отставка правительства Дмитрия Медведева и выражение недоверия президенту Владимиру Путину.
Власть в принципе уже дала на все это свой ответ. С утра понедельника под суд попал лидер ОПР Андрей Бажутин. Владимиров сообщил, что того обвинили в езде якобы без водительских прав. На самом деле их отобрали у него по суду за некое ДТП еще четыре месяца назад, но это решение в силу так и не вступило, поскольку адвокаты постоянно подавали апелляции. Сейчас Бажутину назначили, по суду, 14 суток ареста. При этом дальнобойщики рассказали, что дома у активиста несовершеннолетние дети, в то время как его жена находиться в больнице. По мнению водителей, их товарища просто пытаются заблокировать с целью дезорганизовать весь протест. «У них ничего не получилось, стачка будет продолжаться и без Бажутина, если понадобится. У нас нет четкого руководства, а он неформальный лидер и глашатай дальнобойщиков», – отметил Владимиров.
Акция, по данным «НГ», стартовала довольно мирно, столкновений с полицией по стране практически не было. Лишь в некоторых регионах, как рассказал Владимиров, координаторов задерживали, но потом отпускали. Так случилось, в частности, в Туле, где активист попал под подписку о невыезде, в Краснодаре, Петрозаводске и ряде других мест.
При этом, уверяют в Объединении перевозчиков России, протест охватил практически всю страну – в 60 субъектах его организовала ОПР, еще примерно в 20 – ее союзники. По словам Владимирова, стачку поддержали владельцы небольших транспортных предприятий, отправившие сотрудников в отпуск. Солидарность начал проявлять и мелкий бизнес – прежде всего из сферы производства потребительских товаров. То есть план дальнобойщиков по опустошению полок магазинов в результате блокады начал осуществляться.
Солидаризировались с дальнобойщиками и таксисты, недовольные появлением современных «электронных такси». Об этом «НГ» рассказал дальнобойщик Алексей Ратьков. По его словам, ряд таксомоторных компаний Петербурга прекратили сегодня перевозку пассажиров, и, возможно, часть из них присоединятся к дальнобойщикам на стоянках. В частности, уже на месте объединения «Стоп нелегал» и «Дорога жизни». Останутся ли таксисты на обочине или продолжат сегодня свою работу, пока неясно.
Ратьков же отметил, что активного противодействия их акции пока действительно не оказывается, однако с утра телефоны региональных координаторов, указанные на сайте ОПР, оказались заблокированы. Впрочем, координаторы тут же перешли на резервные номера, электронную почту и рации.
Координатор сайта ОПР Михаил Курбатов сообщил «НГ», что к акции присоединились также таксисты в Челябинске и Тюмени, водители малотоннажных автомобилей и мелкие владельцы маршрутных такси в Волгограде. По его прикидкам, заявленные 10 тыс. человек участвуют. Информация есть практически по всем регионам, кроме Якутска и Биробиджана.
А Владимиров сообщил «НГ», что протест дальнобойщиков опирается и на негативный зарубежный опыт. Он сам недавно был в Германии, где схожая с «Платоном» система «Toll Collect» действует уже почти три года. «Нам рассказали, к чему это привело: три самые крупные фирмы практически вытеснили мелкие и средние предприятия и занимают на рынке 90%. Частным предпринимателям осталось всего 10%. Уже через полгода после вхождения этой системы предприятия начали разоряться», – заявил Владимиров.
Первые же новости из регионов такие: в Петербурге около 50–70 машин остановились на Московском шоссе, в Липецкой области на том участке дороги, где планировали собраться дальнобойщики, неожиданно начался ремонт, в Оренбурге протестуют около 20 большегрузных и еще столько же легковых автомобилей, в Благовещенске – более 20 водителей, выстроивших фуры вдоль Новотроицкого шоссе. В Астрахани дальнобойщики выстроили колонны из машин вдоль одной из главных магистралей города у гипермаркета «Лента», а под Казанью на Мамадышском тракте вообще собралось около 200 фур.