Фото сайта wikipedia.org
Предвыборная кампания-2018 в России неофициально стартовала. Пока Кремль хранит молчание относительно выдвижения Владимира Путина на новый срок, кандидаты от оппозиции уже сделали ряд заявлений. Григорий Явлинский в своей предвыборной программе анонсировал стратегию «Земля. Дома. Дороги», в которой пообещал россиянам бесплатные земельные участки, индивидуальные дома и сопутствующие коммуникации. Другой возможный кандидат в президенты, Алексей Навальный, делает ставку на региональный электорат, прежде всего, на востоке страны. Кроме борьбы с коррупцией в его предвыборной программе обозначена поддержка малого бизнеса, а также здравоохранения и бесплатного образования.
Впрочем, Алексей Навальный сможет баллотироваться в президенты только в случае погашения судимости по делу «Кировлеса» и закрытия уголовных дел против него. А это целиком и полностью зависит от политической воли действующей кремлёвской власти.
Зарубежные эксперты тем временем тщательно анализируют возможные варианты развития предвыборной ситуации в России и приходят к неутешительным выводам. Действующая власть сейчас не столько изучает настроения электората, сколько посылает недвусмысленные сигналы российскому обществу. Один из главных кремлёвских посылов, по мнению западных аналитиков, был озвучен режиссёром и политическим деятелем Никитой Михалковым. 9 декабря 2016 года Михалков с трибуны Совета Федерации раскритиковал деятельность екатеринбургского «Президентского центра имени Бориса Ельцина» (Ельцин-центра) и заявил, что работа учреждения разрушает национальное самосознание детей и даёт необъективную оценку истории России. «Это вопрос национальной безопасности, поскольку сотни детей получают этот яд каждый день. Должна быть последовательная политика, обращенная к тому, чтобы дети понимали, что страна, в которой они живут, – великая страна», – заявил тогда режиссер.
Для зарубежной и российской либеральной общественности Ельцин-центр с момента его создания в 2015 году был знаковым местом. Здесь все желающие, в первую очередь молодёжь, могут не только в доступной и интересной форме познакомиться с историей своей страны, но и узнать, к примеру, что такое правовое государство, гражданское общество, зачем нужны Конституция и выборы.
При этом нельзя сказать, что скандальное заявление Никиты Михалкова было неожиданным. Несколькими месяцами ранее режиссёр говорил, что Борис Ельцин и Михаил Горбачёв «совершили реальное преступление» и «привели к развалу нашей страны», то есть СССР. А в июле 2016 года Михалков обвинил Ельцин-центр в связях с американским миллиардером Джорджем Соросом, фонд которого прекратил свою деятельность в России по требованию властей.
Для более жёстких откровений Михалков использует собственную программу, которая, что тоже говорит само за себя, выходит на одном из федеральных телеканалов, – «Бесогон-ТВ». Зарубежные эксперты считают, что провокационные передачи и высказывания режиссёра пользуются негласной поддержкой российских властей и определённой части общества.
Более того, как пишет украинское издание Gazeta.ua, «Глава союза кинематографистов России Никита Михалков в последние годы сознательно исполняет роль общественного адвоката Кремля, который не только демонстрирует поддержку политического курса, но и клеймит врагов от имени творческой элиты России». «Идеи Михалкова не только имеют важный пропагандистский эффект, но и отвечают нынешним идейным месседжам Кремля. Специалисты по психологии масс называют этот метод пропаганды «осажденная крепость» – когда правители и их глашатаи убеждают население, что страна находится в опасности, поэтому нужно отказаться от критики власти, какой бы она ни была».
Глава Международного фонда повышения эффективности управления Джеймс Уилсон на авторитетном интернет-портале eureporter. co в феврале этого года заявил: «Михалков является признанной медиа-фигурой в России и имеет политический вес. Он известен как человек, проводящий линию Кремля и защищающий традиционные патриотические взгляды, прославляющие самодержавное прошлое страны, и представляющие Запад как врага России. Михалков использует свою популярность и влияние в культурных и медиа-кругах для отстаивания своей агрессивной националистической программы».
Чуть ранее известный американский журналист Дуглас Смит на страницах New York Times привёл такой пример: «Приехав весной прошлого года в Москву, я видел автомобили с наклейками на бамперах с лозунгами «На Берлин!» и «Можем повторить!», грубо намекавшими на Вторую мировую войну. Некоторые русские, похоже, готовы все это повторить, и именно эти настроения поддерживает и подстегивает г-н Михалков». «Уже много лет Никита Михалков не скрывает своих националистических взглядов и того, что он поддерживает президента Владимира Путина, своего личного друга… Выступая перед аудиторией в Сербии, Михалков сказал, что они являются свидетелями «войны с православием», и что их православная вера является единственной силой, способной выстоять перед опасной волной «культурного и интеллектуального «Макдональдса», захлестнувшей земной шар. Когда один несогласный слушатель осмелился выкрикнуть: «А что лучше – «Макдональдс» или сталинизм?», г-н Михалков ответил: «Это человек решает сам».
Атака на Ельцин-центр, начатая Никитой Михалковым, ожидаемо подняла волну дискуссий в российском обществе, отмечают иностранные эксперты. Вслед за Михалковым о деятельности Ельцин-центра высказался и нынешний министр культуры страны Владимир Мединский: «Получается, что тысячу лет многие поколения наших предков шли «не в ногу» и только один Ельцин «в ногу». Чего здесь больше – комизма или глупости? А с другой стороны, выходит, что первый президент России взялся ниоткуда, за его спиной нет истории России – ни великих триумфов, ни реальных трагедий?» – заметил он.
Как ни печально, нападки на Ельцин-центр, а вместе с ним и на всё гражданское общество России, происходят при молчаливом согласии высших лиц государства, которые сами еще недавно выступали на открытии Центра. Всё это создаёт не слишком оптимистичную картину предстоящих президентских выборов, которые могут пройти под знаком жёсткого подавления инакомыслия и националистической истерии.