Фото пресс-службы партии "Яблоко"
Штаб потенциального кандидата в президенты Григория Явлинского готовит его будущие поездки по стране. По информации «НГ», сам основатель «Яблока» намерен посетить 15 регионов, еще 25 охватят председатель партии Эмилия Слабунова и ее заместители. С такими планами, как оказалось, согласия нет прежде всего среди регионалов. Явлинский сужение географии поездок объяснил «НГ» сомнениями в их эффективности и отсутствием доступа на ТВ.
Как пояснил Явлинский, подготовка 15 выездов связана с числом городов-миллионников. Кроме Москвы и Петербурга к ним относятся Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж и Волгоград.
На вопрос «НГ», почему бы не расширить географию поездок до всех 85 субъектов, Явлинский пояснил, что в нынешних условиях не считает это эффективным. «У меня была кампания в 99-м году, когда я объехал всю страну – сел в самолет и вернулся уже к началу дебатов с Чубайсом. Но тогда был другой формат, другая обстановка – тысячи людей приходили на встречи, а сейчас 200 человек придет. Даже на местное ТВ попасть – это целая история, и в лучшем случае это будет 5 минут в выпуске новостей», – отметил он.
Источники «НГ» среди региональных яблочников сказали «НГ», что не считают такой список достаточным. Они приводят в пример другого предполагаемого кандидата в президенты – Алексея Навального, который только за первые месяцы 2017 года объездил уже с десяток регионов. Регионалы полагают, что фактический глава партии тоже может начать ездить по стране заранее.
О том, что охват регионов все-таки будет больше, сказал «НГ» и начальник штаба Явлинского Николай Рыбаков. Зампред «Яблока» пояснил, что помимо миллионников в ходе кампании планируется охватить и города с высоким уровнем протестного электората, и регионы, где у партии самые сильные отделения. Скорректировать график визитов смогут и сторонники «Яблока», уточнил он: «Граждане могут зарегистрироваться у нас на сайте и пригласить кандидата. Если же они могут помочь с организацией поездки, то надо написать напрямую председателю партии или его заместителям. Сами поездки начнутся через месяц».
«Все регионы действительно невозможно посетить, страна очень большая, нужны огромные ресурсы – как финансовые, так и временные, поэтому мы выбрали четыре десятка приоритетных регионов. Во многие поедет сам Явлинский, в другие – председатель партии Эмилия Слабунова или Николай Рыбаков», – уточнил член федерального бюро «Яблока» Иван Большаков.
Это будут города Урала, Поволжья, северо-запада и Сибири. На вопрос «НГ», связано ли ограничение по числу регионов отсутствием средств после прекращения госфинансирования, Большаков ответил так: «Денег нет, но мы держимся. У нас были остатки с прошлого года, теперь они закончились. Мы работаем со спонсорами и надеемся, что в течение месяца решим вопрос».
В «Яблоке» дают понять, что кампания в целом будет носить не столько победный, сколько просветительский характер. В кулуарах прошедшего накануне политсовета Явлинский дал понять, что партией большинства в нынешних условиях «Яблоку» не стать – и вообще демократы испытывают кризис популярности во всем мире. То есть сейчас надо сосредоточиться на продвижении своих идей, формировании нового среднего класса, для которого личная свобода и демократия в России являются наивысшей ценностью.
При таком подходе решение Явлинского пожертвовать количеством в пользу качества и большей эффективности выглядит логичным. С другой стороны, не стоит забывать, что перед ним стоит задача преодолеть планку в 3%, чтобы не пропасть среди других кандидатов и заработать для партии выплату из госбюджета из расчета 20 руб. за голос. То есть при явке в 55–60% речь может идти о двух с небольшим миллионах голосов, а значит, и около 50 млн руб. Это частично позволит компенсировать расходы на кампанию.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил, что Явлинский явно не стремится к кампании «пожатых рук», предпочитая действовать по принципу – один нормальный визит лучше, чем 10 неподготовленных. «Он опасается, что встречи будут недостаточно массовыми, и ему лучше 15 раз собрать полные залы и выступить концептуально, нежели мельчить», – считает эксперт. По мнению Калачева, такая выборная стратегия понятна, однако ее можно подкорректировать в лучшую сторону. Во-первых, регионов, где есть независимые СМИ и где приезд Явлинского мог бы стать событием, все-таки больше, чем 15. Во-вторых, обозначенные основателем «Яблока» города действительно можно проехать за три месяца кампании. Но сейчас, за год до выборов, надо постараться посетить максимальное число регионов. И для проверки наличия штабов, и для воодушевления активистов, и заодно для встреч с парой-тройкой местных журналистов. «Непосредственно перед выборами ставка только на встречи себя не оправдает, а вот для подготовки кампании они нужны. Можно попытаться найти поддержку там, где раньше партия ее не находила», – считает Калачев.