Многие нарушения, которые сейчас оформляются на заключенных, зачастую просто выдуманы. Фото с сайта www.fsin.su
Правозащитники, как стало известно «НГ», готовят предложения по изменению внутреннего регламента учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Сейчас он содержит много жестких и даже издевательских правил, допускает назначать заключенным взыскания за любую провинность. Часто это используется для того, чтобы ограничить человеку право на условно-досрочное освобождение (УДО) или даже амнистию.
В середине марта президентский Совет по правам человека (СПЧ) направит текст доработанных правил внутреннего распорядка в Минюст, ФСИН и другие ведомства. Правозащитники настаивают, что многие нарушения, которые сейчас оформляются на заключенных, зачастую просто выдуманы. Ведь действующий документ содержит и такие пункты, которые позволяют тюремщикам трактовать их по своему усмотрению.
К примеру, в пункте 17 правил говорится о запрете заключенным причинять вред своему здоровью. Предполагается, что имелось в виду нанесение увечий, однако в некоторых колониях применяется более широкий подход. «Порой под запрет подпадают курение, употребление ряда пищевых продуктов – например, сахара», – указывают правозащитники, предлагая этот пункт вычеркнуть.
«Незастегнутая пуговица – это тоже нарушение режима содержания. Не поздоровался с сотрудником – то же самое», – рассказал «НГ» правозащитник Валерий Борщев. За день, по его словам, заключенный в колонии или обвиняемый в СИЗО могут нарушить режим более десятка раз – «все зависит от желания или нежелания надзирателя фиксировать такие нарушения». С виду незначительные провинности грозят реальными санкциями – до двух недель в изоляторе.
Действительно, одна из обязанностей осужденных – здороваться при встречах с тюремщиками и вообще всеми, кто посещает колонию. При этом надо назвать свои имя, дату рождения и уголовные статьи, сообщить о начале и конце срока, номере отряда. «Нарушение, связанное с отказом от официального приветствия, может вменяться человеку хоть каждые полчаса. Никто не сможет доказать, здоровался он с сотрудником или нет», – заявил Борщев. Впрочем, в СПЧ сомневаются, что норму удастся убрать целиком, а потому предлагают избавиться хотя бы от «избыточных» сведений, так как зэков наказывают как раз за неполное приветствие.
Предлагается изменить и чрезмерные требования к внешности осужденных. Например, сегодня им нельзя носить бороду длиной более 3 см. По мнению совета, размеры прически, бороды и прочей растительности должны определяться медициной, а не вкусом сотрудников колоний, которые могут требовать лишь «аккуратного внешнего вида», что, впрочем, тоже весьма субъективно.
Лишним в СПЧ считают и полный запрет так называемой межкамерной связи. За его исполнением тюремщики следят особенно строго. Но, по мнению правозащитников, это скорее потому, что в последнее время тюремщики зарабатывают на записках большие деньги. Причем если кто-то отказывается платить за то, что «передачки» остаются для надзирателей невидимыми, то он скорее всего рискует очутиться в карцере именно за нарушение одного из правил внутреннего распорядка.
А вот добавить в этот документ, уверены в СПЧ, необходимо прежде всего перечень тех сведений, которые не должны содержаться в письмах осужденных своим родственникам, знакомым или правозащитникам. Сейчас же сотрудники проводят самодеятельную цензуру – и также могут привлечь зэка к ответственности за ту или иную фразу.
Дополнить правила надо и перечнем прав адвокатов. Им предлагается однозначно разрешить проносить с собой телефон, фото-, аудио- и видеозаписывающие устройства. Если же защитника не пустили к осужденному, то должно быть письменное заявление со стороны администрации о причинах недопуска, настаивают в СПЧ.
В целом же совет, по информации «НГ», считает, что внутренние правила содержат и ряд необоснованных ограничений на свободу передвижения осужденных: «Нужно предусмотреть, что в личное время осужденные могут передвигаться вне строя в пределах жилой зоны, беспрепятственно посещать спортивные комплексы, медсанчасть, библиотеку, магазин, клуб, школу, дежурную часть, спецотдел».
Основатель портала Gulagu.net Владимир Осечкин напомнил, что несоблюдение внутреннего регламента – это основной рычаг давления на заключенных и гораздо более эффективный, чем даже побои. Во-первых, из-за замечаний люди могут лишиться права на УДО. Во-вторых, во всех документах об амнистии обычно тоже указывается, что злостные нарушители правил внутреннего распорядка под нее не подпадают. «Согласно Уголовно-исполнительному кодексу, злостным нарушителем может быть признан любой заключенный, дважды нарушивший правила внутреннего распорядка колонии», – подчеркнул Осечкин.