У мэра Киева Виталия Кличко уже есть ключи от Евровидения-2017, но подготовку к церемонии сопровождают трудности. Фото Reuters
В конце недели истекает срок, до которого РФ должна определиться с исполнителем, который представит страну на конкурсе «Евровидение» в Киеве. Планировалось, что 9 марта на Первом канале выйдет программа «Пусть говорят», посвященная возможному бойкоту мероприятия. Источники «НГ» говорят, что вероятность отказа от участия высока, хотя окончательно этот вопрос ещё не решён.
Официальная причина отказа от участия в конкурсе может быть связана с невозможностью украинской стороны обеспечить безопасность российских исполнителей. Об этом «НГ» рассказал корреспондент ресурса о Евровидении esckaz.com Михаил Кесарев, узнавший о съемках программы «Пусть говорят» на Первом канале. Она должна была быть посвящена бойкоту песенного соревнования. Запись планировалась на 6 марта, но потом была перенесена.
Кстати, если эфир будет отменен, то можно будет предположить, что бойкота все же не будет. Но для решения остались дни. К тому же и о выборе исполнителя или песни на этот конкурс также ничего не известно. Один из немногих известных претендентов певец Александр Панайотов в интервью сайту Dni.ru заявил, что «странная складывается ситуация и со стороны Украины, и со стороны России»: «Может быть, стоило бы перенести конкурс в какую-то нейтральную страну, в другой город – в Лондон, например. Или просто бойкотировать Евровидение». Другой же вариант - ехать в Киев с примирительной песней, но кто это позволит и где она?
Кесарев сообщил «НГ», что Панайотов фигура приемлемая - он выходец из Украины. Однако на съемки программы «Пусть говорят» были приглашены люди, ранее призывавшие отказаться от участия в Евровидении. Например, депутаты Госдумы от «Единой России» Иосиф Кобзон и Виталий Милонов. Милонов, напомним, уже призвал гендиректора Первого канала Константина Эрнста на этот конкурс никого не отправлять, отметив, что вообще-то российские мужчины не могут свободно посещать Украину, а на юго-востоке страны вообще война. Милонов подтвердил «НГ», что его позвали в эфир, и выразил надежду, что россияне в Киев не поедут.
Напомним, что инициативы Милонова время от времени реализовываются на практике. А в данных высказываниях политика есть рациональное зерно. Хорошо заметно, что государственному телевидению опять дана отмашка «мочить» Украину по полной программе. При этом власть и сама предпринимает реально недружественные действия – признает паспорта ДНР и ЛНР, обещает поддержку национализированным в этих непризнанных республиках украинским предприятиям и т.д. Не исключено, что Украина должна компенсировать госпропаганде недостающий сейчас объем образа внешнего врага. Напомним, что соответствующий дефицит возник из-за более сдержанной позиции российских властей по отношению к США. Но на фоне рассказов ТВ о тяжелой жизни украинского народа, разоблачений «бандеровской власти» и лично президента Петра Порошенко репортажи о приезде российской делегации в Киев могут создать у зрителей, что называется, разрыв шаблона.
Причем бойкот вполне может быть представлен как инициатива снизу, а вот на эти «просьбы трудящихся» власть уже и отреагирует. Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, скажем, заявил, что «с учетом места проведения этого конкурса и возможных проблем, и безопасности, недружественного отношения определенный повод для озабоченности очевиден». Однако в Кремле решения на эту тему не принималось, повторил Песков.
Эксперт же сказал «НГ» о том, что россиян, возможно, все-таки готовят к триуфмальному отказу от участия в конкурсе. В советское время так было с бойкотом Олимпиады в Лос-Анджелесе, который, впрочем, ничего хорошего не принес ни стране, ни спортсменам. Напротив, все свидетельствует о возврате к временам холодной войны, когда любые спортивные и музыкальные мероприятия расцениваются как поле боя, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Недавно у нас на ТВ в стилистике холодной войны комментировали чемпионат мира по шахматам, хотя он в принципе мало кого волновал, – рассуждает эксперт. – Евровидение же расценивается как очередное сражение, которое Россия с большой долей вероятностью проиграет. Так зачем туда ехать?» Общество, уверен Макаркин, бойкот конкурса поддержит. Тем более что «пропаганда наверняка подаст его таким образом, что, мол, вот как мы их проучили, а без нашего участника там и интриги никакой нет».