Фото Gettyimages
Автор статьи «Передача Исаакия Церкви в любом виде незаконна» (см. «НГ» от 20.02.17) Оксана Дмитриева демонстрирует свое крайне неудовлетворительное знание законодательного регулирования вопросов передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
Начнем с анализа главного аргумента Дмитриевой. Она заявляет, что Федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», оказывается, не распространяет свое действие на случаи передачи религиозным организациям музейных предметов и коллекций, относящихся к имуществу религиозного назначения. С этим заявлением никто не будет спорить, поскольку соответствующее положение действительно содержится в статье 1 данного закона.
Возражение вызывает вывод, который довольно опрометчиво делает Дмитриева. Она считает, что, поскольку музейные предметы выведены из-под действия закона № 327-ФЗ, они вообще не могут передаваться религиозным организациям. Иными словами, те многочисленные случаи передачи в безвозмездное пользование религиозных организаций отделимых и неотделимых музейных ценностей религиозного назначения (например, икон и иконостаса Новодевичьего монастыря в Москве, Самсониевского собора в СПб и т.д.) лежат, по мнению автора статьи, вне правового поля. По этой же причине она считает незаконной и предстоящую передачу Исаакиевского собора, в котором имеется много отделимых и неотделимых музейных предметов религиозного назначения.
Поспешим разочаровать автора публикации с громкими обвинениями в беззаконности и адресуем ее к постановлению правительства РФ от 30 июня 2001 года № 490 (ред. от 21 апреля 2011 года) «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации». Согласно этому документу, музейные предметы и коллекции, относящиеся к государственному имуществу религиозного назначения, передаются в безвозмездное пользование религиозных организаций в установленном данным постановлением порядке, который включает подачу заявления религиозной организации об их передаче с приложением необходимого пакета документов и последующим заключением договора безвозмездного пользования. Этот порядок действует с определенными изменениями и дополнениями уже 15 лет. Удивительно, что для госпожи Дмитриевой, которая долгое время работала с нормативно-правовыми документами в представительных органах власти, это, похоже, станет откровением…
В случае с Исаакиевским собором заявление религиозной организации о передаче музейных ценностей будет направлено в Минкультуры России, передающей стороной выступит музей, а уполномоченным органом, утверждающим соответствующий договор между музеем и религиозной организацией, – Минкультуры России.
Дмитриева называет Федеральный закон № 327-ФЗ «чудовищным» только потому, что якобы «весь порядок передачи отдается на откуп правительству СПб и губернатору». Это утверждение ложное. Порядок передачи – единообразный для всех случаев. Он установлен законом № 327-ФЗ, причем как для случаев передачи имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, так и для случаев передачи такого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Ни один субъект РФ не может изменить этот порядок и установить что-то свое. Об этом сказано в уже упомянутой статье 1 упомянутого закона. Единообразие порядка передачи по всей стране проявляется еще и в том, что даже перечень документов, прилагаемых к заявлению религиозной организации о передаче, является единым для всех случаев обращения. Этот перечень, в равной степени обязательный и для федеральных, и для региональных и муниципальных властей, установлен постановлением правительства РФ от 26 апреля 2011 года № 325 (ред. от 5 октября 2016 года) «О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи». Таким образом, и в этом случае Дмитриева ошибается, безосновательно очерняя закон № 327-ФЗ.
Дмитриева винит во всех «бедах» губернатора Санкт-Петербурга. Он-де решает вопрос о передаче собора. Однако органом, уполномоченным принять решение о передаче здания, является в Санкт-Петербурге вовсе не губернатор, а Комитет имущественных отношений (КИО) субъекта.
То, что кажется «чудовищным» госпоже Дмитриевой, а именно – принятие одним уполномоченным органом (КИО Санкт-Петербурга) решения о передаче объектов религиозного назначения, давно урегулировано законодательно и применяется на практике в случае приватизации недвижимости, находящейся в государственной собственности. Однако автор статьи не ставит вопрос о дополнительном санкционировании Заксобранием или общественностью решений о приватизации городской недвижимости. Действительно, зачем такого рода решения дополнительно обсуждать, ведь сторонами сделок по приватизации недвижимости нередко выступают и сами депутаты… А вот передачу Церкви храмов, построенных нашими предками для молитвы и богослужения, надо, по мнению депутата Дмитриевой, жестко санкционировать. Логика понятна – приватизировать госсобственность будем без дополнительной огласки, а в каждом случае возврата Церкви культовых зданий будем раздувать шумиху.
Ну и совсем уж смехотворным выглядит утверждение Дмитриевой о том, что губернатор и правительство Санкт-Петербурга «могут даже без обращения со стороны Церкви инициировать процесс передачи Исаакиевского собора». Очевидная абсурдность этого утверждения вытекает из положения статьи 6 закона № 327-ФЗ, в которой прямо сказано, что основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации. Так что передать религиозной организации Исаакий, равно как и любое другое государственное или муниципальное имущество религиозного назначения, без заявления религиозной организации просто невозможно.