0
3960
Газета Политика Интернет-версия

25.01.2017 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Острота конкуренции Интернета и газет возрастает

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров – обозреватель «НГ».

Тэги: сми, интернет, журналистика, соцопросы


сми, интернет, журналистика, соцопросы Фото Gettyimages

За каким средством массовой информации будущее? Постановка такого вопроса сейчас связана с двумя процессами. С одной стороны, в течение последнего года российский рынок СМИ пережил закрытие таких печатных версий изданий, как газета «Новые Известия», еженедельников «Деньги» и «Власть». Они перестали выходить в бумажном варианте и перешли в Интернет. Ранее в 2010 году подобная судьба постигла и газету «Газета». С другой стороны, проводившийся в конце истекшего года опрос Левада-Центра относительно того, может ли Интернет заменить газеты, показал, что больше 50% респондентов ответили отрицательно и почти 40% положительно. Остальные не определились.

Закрытие бумажных изданий – явление, распространенное не только в России, но и в Европе, и за пределами континента. Последним таким нашумевшим случаем стало закрытие в 2012 году известной ежедневной газеты Германии Financial Times Deutschland, просуществовавшей целое десятилетие. В том же 2012 году закрылась и старейшая бульварная газета Германии Abendzeitung, первый номер которой вышел еще в 1919 году. В том же году исчезла с прилавков и когда-то популярная общенациональная газета Frankfurter Rundschau. За ней в 2013 году последовало другое известное издание Германии Westfaelische Rundschau. Нелишне напомнить и судьбу известного американского еженедельника Newsweek, также перешедшего в 2012 году в цифровой формат.

Известный немецкий исследователь массмедиа Гюнтер Рагер, отмечая происходящие на газетном рынке Германии изменения, связанные с закрытием печатных изданий, падением их тиражей и переводом их в цифровой формат, полагает, что в ближайшие 10 лет на этом рынке могут произойти существенные изменения. Они связаны с тем, что молодое поколение предпочитает Интернет бумажной продукции, и вслед за читателями туда же переходят и рекламодатели.

Однако иной позиции придерживается союз немецких издателей. Глава этого союза Анья Паскуай полагает, что хоть газетный бизнес и переживает сейчас гигантский трансформационный процесс, но и через 10–20–30 лет напечатанные на бумаге издания все еще будут читаться и продаваться. Правда, она делает оговорку. Возможно, на рынке в будущем останутся только дорогие и хорошо оформленные печатные издания для элитарного читателя и дешевые или даже бесплатные массовые газеты для чтения «в пути».

Конечно, можно пойти и по другому пути. Одно из ведущих экономических изданий Германии  Handelsblatt пытается зарабатывать деньги на бумажную версию с помощью других проектов. В составе издательства имеются подразделения, организующие деловые конгрессы, готовящие аналитические разработки по заказам со стороны и даже собственное турагентство с уклоном в деловой туризм. Есть и домашнее рекламное агентство, которое берет подряды на поиск рекламы для других, не входящих в издательскую группу СМИ.

В конце прошлого года мне довелось встретиться с Фредом Турнхаймом, руководителем австрийского журналистского союза, и он подарил мне свою только что опубликованную книгу, посвященную проблемам современной журналистики. Она вышла в Вене под названием «Breaking News im Web 2.0». По его мнению, особенностью современного развития массмедиа является Интернет, на платформе которого любой человек может выступать в качестве журналиста. Интерактивное телевидение, YouTube и блоги как раз и облегчают так называемый журнализм каждого гражданина.

В этом плане даже телевидение начинает уступать свои позиции Интернету. Европейские издатели, считает Турнхайм, не должны сопротивляться новым тенденциям, а приспосабливаться к ним. Понятно, что сервисные услуги, такие как погода, состояние уличного движения, сообщения о мероприятиях, предложения товаров и их приобретение, все больше будут перемещаться от радио и телевидения в Интернет. И туда же будет уходить реклама.

Что касается перехода ежедневных газет в Интернет, то на этот счет Турнхайм приводит пример первой австрийской цифровой газеты Standard. В этом качестве она появилась еще в 1995 году. Но это была не копия бумажной версии газеты, которая существует до сих пор, а самостоятельное издание с независимой редакцией. Ее основательница Герлинда Хинтерлайтнер полагает, что благодаря Интернету принципиально изменилось отношение потребителя  к самой информации. Потребитель хочет активно участвовать в  создании информации путем комментирования, улучшения, дополнения и оценивания ее.

Оценка реакции потребителя на информацию представляет собой обратную связь для редакции, поскольку журналисты начинают понимать, что интересует их читателя. Онлайновая редакция и онлайновые журналисты – это, с точки зрения Хинтерлайтнер, особый вид журналистики. Работающие на печатное издание журналисты (офлайновые журналисты) не могут быть одновременно онлайновыми, поскольку цели у этих изданий разные и достигаются они разными методами. Поэтому она выступает за постоянный контакт между двумя  группами журналистов, поскольку для читателя они делают один и тот же продукт.

С точки зрения поступления рекламы бумажная версия австрийской газеты удерживает первенство, хотя на первый взгляд число читателей онлайн-издания намного больше и достигает, как выражается Хинтерлайтнер, более миллиона уникальных клиентов. Однако количество реальных читателей можно определить только по проданным экземплярам газеты. Пока в мире не существует методики, которая позволила бы выявить в числе заходов на интернет-версию реальных читателей, но, как полагает Хинтерлайтнер, она появится через несколько лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что ежедневные газеты сейчас только ищут свой путь к читателю, сочетая различные виды подачи информации.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1033
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1409
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1063
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
890

Другие новости