Алексей Навальный уже занес в свой черный список почти полтысячи действующих чиновников. Фото Валерия Шарифулина/ТАСС
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 2 февраля огласит решение по жалобам Алексея Навального на незаконные задержания. Этот информповод политик использовал, чтобы пригрозить нынешней власти уголовной ответственностью в будущем, а не только люстрациями. Расширяет он и свою аудиторию – в частности за счет националистов, не сотрудничающих с Кремлем. Эксперты видят в этой активности подражание Дональду Трампу, резко выступавшему против истеблишмента. Но напоминают, что если для того это была лишь предвыборная технология, то Навальный озабочен как минимум политическим выживанием.
Решения ЕСПЧ должны быть оглашены по шести жалобам Навального – о его задержании во время «народных гуляний» 9 мая 2012 года, разгоне митинга 5 марта 2012 года, об аресте в день первого приговора по «болотному делу» и др.
Навальный, анонсируя предстоящие вердикты, заявил, что если суд встанет на его сторону, то совершившие противоправные действия чиновники, судьи и силовики когда-нибудь будут наказаны. Для них оппозиционер предлагает даже не люстрацию: «Где-то есть прокуроры. Везде есть полицейские, совершившие незаконное задержание, а потом написавшие подложные рапорта. А потом еще и давшие ложные показания в суде. У всех есть начальство, отдавшее незаконные приказы и указания. Никого из них не надо люстрировать, они совершили тяжкие преступления действующего УК. Просто сроки давности по политике отменим и все».
Если проследить публичную активность политика, можно заметить серьезное ужесточение его риторики по многим вопросам. И уже не в первый раз Навальный заявляет о поименной ответственности госслужащих разного ранга. Напомним, что на днях он, скажем, потребовал от властей подать иск на судью Сергея Блинова, вынесшего приговор по «делу «Кировлеса». «Деньги мне выплатил Минюст из бюджета, чтобы заплатить за неправосудное решение судьи, – напомнил Навальный. – Поэтому мы потребовали, чтобы эти 3,4 млн руб. были взысканы лично с судьи Блинова. В прекрасной России будущего таких, как Блинов, мы просто пересажаем, а не только регрессные иски им предъявим. А чтобы будущее наступило быстрее, ставьте подпись за мое выдвижение».
Примерно такой фразой – отсылающей к его самовыдвижению в президенты – политик в последнее время заканчивает все свои публикации. Также Навальный демонстрирует, что к грядущим выборам, в случае его допуска на них, он сформирует собственную политическую повестку, отличную от остальной оппозиции. На днях в интервью интернет-порталу с национально-демократическим уклоном «Русская фабула» Навальный объявил, что проведет крайне агрессивную кампанию. Интервью данному СМИ Навальный объяснил важностью для него национал-демократической аудитории. В частности, он объявил о поддержке лозунга «Хватит кормить Москву», то есть выступил за максимальную федерализацию, но одновременно пообещал отрегулировать и «фактор Рамзана Кадырова». Кстати, именно в этом интервью Навальный конкретизировал тему будущих уголовных репрессий по отношению к деятелям нынешнего режима.
Он рассказал, что в пресловутом «черном блокноте», который ведется его Фондом борьбы с коррупцией, уже около 500 путинских чиновников. Причем он допустил, что к ответственности вместе с ними могут быть привлечены и их ближайшие родственники, включая жен и детей.
При этом Навальный хотя и подчеркивает, что является сторонником европейских ценностей, отношение к Западу у него тоже такое особенное, которое может понравиться широкой части электората: «Хиллари Клинтон обнималась с Путиным. Это сейчас она враг номер один, а тогда Кремль ее любил не меньше, чем Трампа. До сих пор ни в США, ни в Европе нет реальных действий против чиновников-коррупционеров, укравших миллиарды у наших граждан. Это все политические игры... Не поможет нам Запад, не надо иллюзий, надеемся только на себя».
Много у него скепсиса и в отношении того же Трампа, но все-таки нельзя не заметить, как много общего в риторике нового американского президента и российского оппозиционера. Во-первых, оба являются ярыми противниками нелегальной иммиграции, не стесняются об этом заявлять, получая многочисленные обвинения в отступлении от демократических ценностей, а иногда и вовсе в расизме. Во-вторых, и Трамп, и Навальный в своих речах пытаются апеллировать к большинству, делая основной упор не на гражданские права и свободы, а на рецепты по достижению экономического роста. В-третьих, оба нападают на представителей властных элит.
С другой стороны, прямых параллелей между Трампом и Навальным провести, конечно, нельзя, предупреждают эксперты. Ведь первый является представителем истеблишмента и системной партии, а также миллиардером с огромным ресурсом, в то время как второго, с чем соглашается и сам Навальный, едва ли знает и половина населения страны. С этим отчасти и связана радикализация заявлений политика, полагает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «Таким образом, он пытается мобилизовать вокруг своей фигуры протестный электорат, в первую очередь читателей собственного блога, – полагает эксперт. – С другой стороны, радикальные призывы к люстрациям закрывают его перспективы участия в президентских выборах. Это может свидетельствовать о том, что Навальный уже и сам понимает, что администрация президента не позволит ему зарегистрироваться. И позже он объяснит сторонникам, что ему закрыли путь на выборы именно из-за жесткой позиции».
Стоит также заметить, что растущий радикализм Навального, очевидно, связан прежде всего с его желанием обеспечить себе политическое и даже просто человеческое выживание. Попытка напугать Кремль, предстать главной проблемой власти в ближайшем будущем, по его замыслу, может заставить ее отказаться от принятия решения по его реальной посадке, например, по тому же новому «делу «Кировлеса».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что, кроме того, ужесточение риторики является ответом Навального на обвинения против него по поводу «кремлевского проекта»: «Они недавно прозвучали даже из уст Каспарова, и Навальный решил доказать свою оппозиционность, пригрозив путинской элите». Эксперт сравнил Навального с «политическим животным» в хорошем смысле этого слова – тот стремится уловить общественный запрос и заполучить широкую поддержку. «Та аудитория, которая ходила на Болотную и голосовала за Навального на выборах мэра, радикализируется, и он пытается, с одной стороны, способствовать спросу, с другой – формировать повестку», – отметил Калачев. Так же, как и Трамп, Навальный противопоставляет себя истеблишменту и занимает позицию полного отторжения нынешнего политического режима, резюмирует собеседник «НГ»: «Только в случае с Трампом это была роль, которую он играл на выборах, в то время как Навальный пытается поднять свой рейтинг и спровоцировать дискуссии вокруг своих радикальных предложений».