Сергей Удальцов ждет не УДО, а решений ЕСПЧ и ВС. Фото Reuters
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) готовит решения по жалобам осужденных на четыре с половиной года Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева, которых российские власти считают лидерами «болотных» протестов 2011–2012 годов. Защита просит отменить приговоры и присудить компенсации в миллион евро каждому. По информации «НГ», прогнозы по этим будущим решениям ЕСПЧ вполне благоприятные. Дело Удальцова также будет рассматривать снова и Верховный суд (ВС) России.
Как сообщил «НГ» адвокат Дмитрий Аграновский, защита ждет решения ЕСПЧ по жалобам в ближайшее время: «Коммуникация по делу закончена, и я не сомневаюсь, что решение будет интересное». По его словам, в своих ответах на запрос ЕСПЧ Россия посчитала все жалобы необоснованными.
«Хотя нарушений у нас было много. Ситуация со свидетелем, который сотрудничал со следствием, – Константином Лебедевым, еще более наглядная, чем у Навального по «Кировлесу». А у Навального ведь отменили приговор», – подчеркнул Аграновский.
Он также напомнил, что в деле присутствуют те же обстоятельства, что признаны нарушениями и у «болотника» Ярослава Белоусова. Ему в октябре прошлого года по решению ЕСПЧ была присуждена компенсация в 12,5 тыс. евро за нарушение четырех статей Европейской конвенции о защите прав человека – о запрещении пыток, о праве на свободу и личную неприкосновенность, о праве на справедливое судебное разбирательство и о свободе собраний и объединений. А еще в прошлом январе ЕСПЧ принял решение по иску фигуранта «болотного дела» Евгения Фрумкина, которому присудили 32 тыс. евро по тем же статьям конвенции. Но даже более важно, что Страсбургский суд, в частности, постановил, что правоохранительные органы не приняли 6 мая 2012 года минимальных мер для поддержания мирного характера общественного мероприятия, для предотвращения беспорядков и обеспечения безопасности всех участников. А именно, указал ЕСПЧ, уклонились от контакта с устроителями мероприятия, когда этого требовала обстановка, тем самым не выполнив своих обязанностей по поддержанию порядка.
Решение ЕСПЧ может быть вынесено в любой момент, пояснил Аграновский: «Все зависит от их загрузки. Я держу руку на пульсе. Там чисто технический момент, это решение надо написать». Он также объяснил, почему запрошена такая большая компенсация: «Мы просим миллион евро. Все просят по максимуму. Но не факт, что эти деньги присудят».
По словам Аграновского, решение ЕСПЧ теоретически может сократить срок заключения под стражей, но все зависит от того, когда оно будет вынесено. «Там еще есть три месяца на обжалование для сторон. А если, к примеру, правительство РФ попросит передать дело в Большую палату, прибавляется еще и период рассмотрения дела там. Иногда бывает очень быстро, а может и на годы растянуться», – сказал он.
Анастасия Удальцова рассказала «НГ», что ее муж должен выйти 8 августа этого года, а на условно-досрочное освобождение (УДО) защита больше не подавала прошений: «Смысла нет. Найдено очень много нарушений, не позволяющих подать прошение. Эти нарушения вешались по мелочам именно с целью помешать досрочному освобождению. Даже омбудсмен усомнилась, что УДО дадут».
Как выяснилось, защита действительно обратилась за содействием к уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой. И они вместе уже подали апелляцию в ВС на приговор Удальцову. «Мы сперва хотели посмотреть, как они отреагируют на жалобу Развозжаева, которую тогда вообще завернули. А сейчас, когда ЕСПЧ начал принимать решения по «болотному делу» и формулирует ясно и четко, что беспорядков не было, мы решили, что имеет смысл обратиться в ВС», – отметила она, подчеркнув, впрочем, что надежд на него не очень много.
Аграновский подтвердил, что защита обратилась к омбудсмену за поддержкой, потому что у Москальковой есть право ходатайствовать о пересмотре судебных решений. «Это форма надзорного обжалования, предусмотренная законом», – отметил он.
Что же касается УДО, то он напомнил, что получить его у нас трудно. «Конечно, здесь и политика присутствует. На примере Удальцова и Развозжаева власть хочет запугать гражданское общество, мы просили в жалобах в ЕСПЧ и это признать», – подчеркнул адвокат.
Удальцова сообщила «НГ», что сейчас условия содержания Удальцова нормальные: «Сейчас я бы не сказала, что притесняют. Заключенные и сотрудники ведут себя в рамках, никто никого не избивает. По крайней мере я ни от кого не слышала такого, ни от родственников других заключенных, ни от мужа».