На символике «Открытой России»
Михаил Ходорковский не обозначен. Фото со страницы «Открытой России» в Facebook |
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский обещает превратить возглавляемое им движение «Открытая Россия» (ОР) в ключевую оппозиционную силу. В течение всего года несистемные либералы упорно уходили от прежде популярных интегристских проектов в сторону более традиционных для России вождистских политструктур.
ОР в качестве официального общественно-политического движения была создана только в ноябре – в основу легли некие реальные достижения, которых якобы добились конкретные люди внутри России. И действительно, ОР смогла вывести на выборы в Госдуму своих кандидатов по так называемому списку Ходорковского. Ни один из них победы не одержал, но многие показали результаты, превосходящие средний уровень оппозиционных выдвиженцев.
А ведь ранее считалось, что никто не захочет идти под бывшего олигарха, а если таковые и найдутся, то власти остановят их еще на дальних подступах к избирательной кампании. На самом деле такие прогнозы не оправдались. И теперь Ходорковский уверен, что сможет дистанционно управлять своей сетью, которая должна окутать большинство регионов страны.
Хотя ОР и выглядит как сетевая структура почти без иерархии, но глава и хозяин у нее все-таки один. Похоже, за последний год либеральная оппозиция убедилась, что в России лидерские организации все же имеют большую перспективу.
Например, считается, что ПАРНАС пострадал именно от разрушительных игр в демократию. Кстати, сейчас в ОР есть много как действующих, так и бывших парнасовцев. Скажем, Владимир Кара-Мурза просто сменил одного вождя на другого – в середине декабря он покинул партию именно из-за несогласия с политическим волюнтаризмом ее лидера Михаила Касьянова.
Выход из ПАРНАСа Кара-Мурзы, Ильи Яшина и других активистов означает конец этой структуры в том ее коалиционном виде, в котором она была изначально создана при Борисе Немцове. Сейчас ПАРНАС уже стал личным проектом Касьянова, а тот же Яшин примеряет повязку лидера «Солидарности».
Примерно к середине 2016 года стало понятно, что ни о каком союзе демократы не договорятся даже ради выборов. Демкоалиция, вместо того чтобы стать самым громким проектом оппозиции за последний десяток лет, под громкую ругань ее участников смогла лишь рассыпаться. Причем треснула она чуть ли не по всем направлениям сразу – от идеологических до персональных.
Впрочем, бомба в виде Алексея Навального под фундамент демкоалиции была заложена изначально. В уходящем году он ясно показал, что понимает объединение только вокруг «великого кормчего» – то есть себя. Согласие же на участие в демкоалиции объясняется, судя по всему, тем, что по ходу дела он просто хотел захватить ПАРНАС – как и раньше «Яблоко».
Кстати, партия Григория Явлинского, как известно, пиарила собственный альянс, главным принципом которого было согласие с тем, что на будущих президентских выборах из всех оппозиционеров Явлинский должен остаться один. Формально яблочники создали из своего партсписка мини-коалицию, однако упор делали именно на своем отце-основателе, чем отвратили и базовый и бонусный электорат. И в итоге получился тот же самый провал.