Для автозаков обещают разработать эффективную логистику. Фото PhotoXPress.ru
На тяжелые условия конвоирования и этапирования от граждан поступает все больше жалоб. По словам правозащитников, речь идет о целом наборе нарушений – унижениях, отсутствии нормального питания и т.д. По информации «НГ», уже подготовлены новые рекомендации, предусматривающие для подсудимых комфортные условия перевозки и вежливое обращение со стороны конвоя.
Последний раз правозащитники обсуждали эту проблему в мае нынешнего года. Однако с тех пор, признают они, значительная часть замечаний так и не была учтена. Любые же проверки конвойного дела со стороны чиновников формальны. Они «поверхностные и неполные», считает член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин. Недаром ранее правозащитники просили предоставить обвиняемым право участвовать в судах первой инстанции в режиме видеоконференций, что позволило бы избежать многих сложностей по развозке подсудимых. Сейчас поездка в суд и обратно в СИЗО подчас занимает много часов, а нередко еще и в машину, рассчитанную на 6, заталкивают до 20 человек.
Как раз на прошлой неделе находящийся сейчас под судом предприниматель Сергей Полонский пожаловался членам московской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) на «тяжелые условия конвоирования в суд». По его словам, «люди возвращаются в камеры в 12 часов ночи, а то и в 2 часа утра, а в 6 утра их поднимают, чтобы отправить в суд». Полонский обратил внимание и на то, что «автозаки нуждаются в санитарно-гигиенической обработке, в них грязно, а также в них необходимо проверить системы отопления и вентиляции».
Однако в СПЧ больше обеспокоены другой проблемой – жестоким обращением при этапировании. «Были случаи, когда людей заставляли передвигаться на корточках, одной рукой они были прикованы к тросу, а в другой держали свою сумку», – рассказывает Бабушкин. Поступают жалобы и на применение электрошокеров. Причем доказать это сложно – заключенного отводят подальше от видеокамер.
Чтобы избежать насилия над заключенными, говорится в новых рекомендациях, нужно обеспечить сотрудников конвойной службы видеорегистраторами. Предполагается, что они будут работать в режиме нон-стоп, фиксируя все происходящее. Им должно быть запрещено заводить заключенных в те части конвойных помещений, где отсутствует видеонаблюдение.
Предлагается также организовать для конвоиров психологические тренинги. И вообще заняться их моральным воспитанием: запретить курить возле спецмашин при погрузке-выгрузке конвоируемых, грубить и обращаться к ним на «ты», ругаться матом при исполнении служебных обязанностей. При этом они должны нести ответственность и за внешний облик самого этапируемого, поскольку в прошлом году было несколько случаев доставки обвиняемых в суды в состоянии алкогольного опьянения.
Речь идет и о том, чтобы наделить членов ОНК возможностью мониторить работу конвойных помещений: «Проводить целевые проверки СИЗО на предмет прибытия конвойных автомобилей после 10 вечера. Проверять документы на предмет исправности вентиляции и отопления этих помещений». Правозащитники планируют заняться и устранением конструкционных особенностей конвойных помещений. К примеру, в Замоскворецком суде они слишком узкие, а ширина скамейки там 12 см. «Исключить использование боксов размером менее 1,2 кв. м, а также комнат, где при переполнении камер людей приковывают к скобе в стене, и они вынуждены стоять», – говорится в документе.
Предлагается переработать и маршруты доставки заключенных в суды, чтобы «подъем арестантов происходил не ранее 6 часов утра, а их прибытие в СИЗО – не позднее 21.00». Решение этой проблемы отчасти зависит и от продолжительности судебных заседаний, которые не всегда заканчиваются вовремя. Поэтому дополнительная рекомендация адресована судьям – не допускать рассмотрения дел с участием лиц, находящихся под стражей, после 7 часов вечера.