Глава Минфина Антон Силуанов готовится разобраться с льготами бизнесу. Фото с сайта www.government.ru |
Особого разговора заслуживает экономическая часть вчерашнего президентского Послания Федеральному собранию. Некоторые наблюдатели, судя по всему, были удовлетворены тем, что сказал Владимир Путин. «Президент отметил, что без структурных изменений в экономике мы так и будем топтаться на уровне нулевого роста. В целом в Послании сделан очевидный акцент на экономику, экономическая повестка выходит на первый план», – отреагировал в своем микроблоге в Twitter предполагаемый автор будущей стратегии президента, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.
Но, несмотря на такие отклики, экономическую часть трудно назвать прорывной. Она призвана внушить населению два основных тезиса. Первый – западные санкции России не страшны. Президент заявил: «Главные причины торможения экономики кроются прежде всего в наших внутренних проблемах».
Второй тезис – страна больше не преодолевает кризис, мы готовимся к тому, чтобы догнать и перегнать мир. Как? Об этом предстоит подумать. Путин анонсировал разработку очередного плана развития: «Поручаю правительству с участием ведущих деловых объединений не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых».
С учетом текущих показателей «выше мировых» – это значит выше 3% в год. Пока российский ВВП сокращается, а впереди, судя по бюджетным прогнозам, страну ждет в лучшем случае рост на 2% в год. Хроническое отставание от мировой экономики уже прописано в правительственных бюджетных проектировках (см. «НГ» от 30.10.16). Несмотря на это, премьер Дмитрий Медведев поручил кабинету министров немедленно приступить к проработке поручений Путина.
Проблемы российской экономики действительно нельзя объяснить одними санкциями. Ответственность лежит в том числе на финансовых властях, которые провели тотальную заморозку деловой активности в стране. Именно с такой заморозкой связано среди прочего упомянутое Путиным резкое снижение инфляции: как говорится, мертвые не потеют.
После прошлогодних двузначных значений инфляция в этом году скорее всего опустится ниже 6% – это рекорд. «В следующем году мы действительно можем достичь целевого показателя в 4%. Это очень хорошие предпосылки для того, чтобы на базе здоровой экономики добиться существенного роста», – сказал президент. Он уточнил: «Стабилизация не означает автоматического перехода к устойчивому подъему. Если мы не решим базовые проблемы российской экономики, не запустим в полную силу новые факторы роста, то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки».
Правда, вряд ли мантры о росте помогут замороженной экономике. Показательно, что во время Послания Путин ни слова не сказал об уже трехлетнем падении реальных располагаемых доходов населения. В 2014-м они сократились на 0,7%, в 2015-м – примерно на 4%. Та же тенденция в 2016-м: в январе–октябре доходы граждан упали на 5,3% в годовом выражении. Сказываются и затухание экономической активности, и стремление властей сэкономить бюджетные средства.
Потребительский спрос больше не драйвер российской экономики. Инвестировать в отрасли, ориентированные на внутреннее потребление, в таких условиях становится бессмысленно. Нужно очень постараться убедить бизнес взять кредит по ставке, значительно превышающей инфляцию, и вложить средства в расширение производства, не имея перспектив реализовать продукцию. Президент упоминает некие «новые факторы роста» – видимо, правительству их предстоит пока только найти.
Перечисляя макроэкономические показатели, Путин акцентировал внимание на достижениях. «В 2015 году введено в строй более 85 млн кв. м жилья. Это рекордный показатель за всю историю страны», – под аплодисменты сообщил президент. «В автопроме в целом небольшое снижение», – заметил он. И добавил: зато по грузовым, легким коммерческим автомобилям, автобусам заметен рост. Сельское хозяйство уже обгоняет оборонно-промышленный комплекс по объему экспорта. Также «очень радует IT-индустрия»: растут объемы экспорта, выручка, налоговые поступления, причем благодаря налоговому стимулированию.
Кстати, про налоги. Еще один анонс Путина – власти совместно с бизнесом займутся в 2017 году разработкой налоговой реформы, чтобы уже в 2018-м принять поправки в Налоговый кодекс. Новые долгосрочные правила игры, по словам президента, должны заработать с 1 января 2019 года. Что это будут за правила, остается только гадать.
Сначала могло показаться, что налоговая реформа сулит бизнесу послабления. Ведь в ходе Послания Путин предложил продлить льготы, например, для IT-бизнеса до 2023 года. Но если внимательно отнестись к его словам, то можно заметить и другой смысл. «Нужно упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их более адресными, отказаться от неэффективных инструментов», – сказал президент. Это надо делать под эгидой заботы о росте, инвестициях, конкуренции. Но что такое адресность, как не сужение круга получателей льгот? Такую версию подтвердил вчера министр финансов Антон Силуанов: «Все льготы, которые действуют и не обеспечивают задачи экономического роста, мы будем предлагать к отмене».
Риск, что налоговые послабления получит только тот бизнес, который сможет наверху пролоббировать свои интересы, сохраняется. При этом появляется опасность, что некоторые сферы бизнеса окажутся отрезаны от государственной поддержки, потому что не смогут соответствовать придуманным критериям нуждаемости. Так что еще вопрос, насколько тонкой будет настройка системы.
Опрошенные «НГ» эксперты аккуратно высказываются о Послании президента. «Власти решили сосредоточиться на изменениях в экономике, занявшись вплотную ее структурой», – отмечает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева. «Прозвучало два основных момента, которые будут способствовать переходу экономики из застоя к стабильному росту. Это создание четкого пошагового плана развития и переориентация налоговой системы с «карательного» на «стимулирующий» принцип работы. Этим, конечно, нужно было заниматься еще два года назад, но лучше поздно, чем никогда», – говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
«На мой взгляд, конкретные меры, которые стали бы прорывными или системными, не прозвучали. Другое дело, была констатация (и она очень важна из уст главы государства), что балансирование российской экономики на уровне нуля – это недопустимо», – замечает член совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов. Впрочем, амбициозный план вывести в ближайшие годы экономику на рост выше мирового – пока только пожелание.
Позитивным моментом эксперт назвал призыв президента поддержать меры по ограничению вмешательства власти в бизнес и реальный сектор, сформулировать правовой статус для самозанятых. «Другое дело, мне довольно тревожным видится предложение перенастроить налоговую систему, – говорит Несветов. – В последние годы в этой сфере произошло много изменений не в пользу стимулирования предпринимательской активности, в том числе за годы моратория на увеличение фискальной нагрузки. Поэтому желательно, чтобы в 2017 году интенция прошлых лет не повторилась».