Телефонный разговор Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана помог сгладить очередную конфликтную ситуацию в регионе. Фото Reuters и с официального сайта президента Турции
По инициативе Анкары глава России Владимир Путин два раза разговаривал по телефону с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Официальная версия диалогов – «обмен мнениями по ситуации в Сирии». В то же время военно-дипломатические источники «НГ» сообщают, что звонки Эрдогана были связаны с налетом 23–25 ноября неизвестных военных самолетов на позиции турецкой армии в районе города Аль-Баб (север сирийской провинции Алеппо), в результате чего Анкара понесла значительные военные потери.
Первоначально турецкий Генштаб обвинил в этом сирийскую авиацию, однако командование ВВС Сирийской Арабской Республики (САР) это опровергло. Но конфликт разрастался. Турецкое издание «Хюрриет» процитировало слова премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма о том, что гибель турецких солдат «конечно, не останется без последствий». Сообщалось, что премьер подтвердил оценку начальника Генерального штаба Вооруженных сил Турции генерала Хулуси Акара, согласно которой военные погибли в результате действий сирийских правительственных сил. Ряд турецких СМИ уже проанонсировали в связи с этим начало широкомасштабной войны между Турцией и Сирией.
В то же время источники отмечают, что Владимир Путин в своих телефонных разговорах с Эрдоганом «сумел убедить его в том, что к авианалетам на Аль-Баб ни Москва, ни Дамаск не имеют никакого отношения». Не исключено, что это была провокация со стороны сил коалиции, возглавляемой США. И связана она была с годовщиной трагедии российского Су-24, сбитого в горах на границе Сирии турецким военным самолетом. «России, перед которой Эрдоган извинился за прошлогодний инцидент, «актов возмездия» не нужно. И подконтрольный ей Дамаск тоже не будет обострять ситуацию», – отмечают источники.
В подтверждение позитивного настроя Эрдогана в отношении России свидетельствуют строки и из официального сообщения Кремля о том, что в ходе телефонного разговора 25 ноября «в конструктивном ключе прошел обмен мнениями по урегулированию сирийского кризиса. Условлено, в частности, продолжить активный диалог по линии министерств иностранных дел, обороны и спецслужб России и Турции, направленный на обеспечение координации усилий в борьбе с международным терроризмом», – сообщает пресс-служба администрации президента РФ.
Кроме того, как позже сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «Путин также выразил Эрдогану соболезнование в связи с гибелью турецких военнослужащих на территории Сирии».
Обращает на себя внимание тот факт, что, спустя несколько часов после телефонного разговора Путина и Эрдогана, вечером в субботу мощные взрывы прогремели на контролируемой Пентагоном учебной военной базе вблизи города Тель-Темир в провинции САР Эль-Хасеке. База находится недалеко от границы с Турцией. Здесь инструкторы спецназа из США и Британии уже несколько лет готовят ополченцев из отрядов «Курдских сил самообороны» (PYD). В Анкаре отряды PYD считают террористическими, связанными с Рабочей партией Курдистана, которая запрещена в Турции. СМИ сообщают, что взрывы на базе были такой силы, что среди британских и американских инструкторов, а также их подопечных имеются многочисленные жертвы.
В турецких СМИ и соцсетях высказывается версия, что налет на базу спецназа США в Хасеке – это якобы месть Анкары за совершенные курдами атаки на позиции турецкой армии в Алеппо.
Так это или нет, сказать трудно. Но уже очевидно, что, несмотря на имеющиеся разногласия, Москва и Анкара в Сирии будут более тесно взаимодействовать в вопросах борьбы с террористами и примирения сторон. Этому способствуют и успехи сирийской армии, которая вот уже несколько месяцев ведет интенсивные бои в Алеппо и сейчас проводит успешные операции в восточной части города.
Развитию успеха на фронтах борьбы с террористами помогают и шиитские ополченцы из Ирана и Ливана. Выясняется, что официальный Тегеран еще шире намерен принять участие в этом процессе. Информагентство Tasnim сообщило в минувшую субботу о том, что министр обороны Ирана Хосейн Дехкан заявил о намерении своей страны предоставить России возможность использовать авиабазу под Хамаданом для борьбы с террористами в Сирии. Слова министра прозвучали в контексте того, что Иран планирует приобрести российские истребители Су-30. При этом Дехкан подчеркнул, что «реализация сделки возможна только вместе с передачей технологий и созданием совместных предприятий по производству данных самолетов». По его словам, российская сторона уведомлена об этом и «уже дала свое согласие на подписание контракта».
Официально в РФ данные сообщения не комментируют. Однако, как пишет портал Иран.ру, в военных планах Тегерана есть и другие геополитические цели, которые касаются интересов России на Ближнем Востоке. В частности, цитируются слова начальника Генштаба Вооруженных сил Ирана генерала Мохаммада Хосейна Бакери о том, что для ВМС Ирана «со временем появится необходимость в морских базах на побережьях Йемена и Сирии». По его мнению, «создание баз, расположенных вдалеке от иранских границ, имеет эффект сдерживания, подобно атомной бомбе, но гораздо более мощный». Как известно, Россия также намерена расширить свое постоянное военно-морское присутствие на сирийском побережье. С этой целью по договоренности с Дамаском пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в Тарусе должен в скором времени стать полноценной военно-морской базой.
Как Россия отреагирует на подобные шаги Ирана – неизвестно. Но вряд ли будет приветствовать. Да и возникает вопрос: согласится ли на это Дамаск, который сейчас очень сильно зависит от РФ. Тем более это вряд ли понравится, к примеру, Израилю, США и другим странам, которые имеют с Тегераном не слишком дружественные отношения.