Фото Gettyimages
По информации «НГ», уже в ближайшее время может начаться разработка закона «О российской нации и управлении межэтническими отношениями». Однако эксперты скептически высказываются об этой инициативе, подчеркивая, что она может оказаться не слишком полезной для единства страны.
Как рассказала «НГ» советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Алла Семенышева, поручения президента о создании закона пока не было. Если оно последует, то ведомство приступит к разработке закона. По ее словам, его рабочее название – «О российской нации и управлении межэтническими отношениями». Напомним, что на заседании президентского Совета по межнациональным отношениям 31 октября Владимир Путин поддержал такую инициативу, выдвинутую экс-министром по делам национальностей Вячеславом Михайловым.
«Когда будут официальные поручения по итогам заседания совета, начнется предметная работа. Возможно, закон будет иметь другое название. В любом случае речь идет о законе, который бы регулировал вопросы управления межнациональными отношениями», – заметила Семенышева. Советник подчеркнула, что в ведомстве уже есть видение, каким может быть этот документ. Однако «закон за неделю не пишется», это долгий процесс, в который должны быть вовлечены все заинтересованные стороны – ученые, и общественность, и национально-культурные автономии, и депутаты Госдумы, и члены Совфеда. Короче, до его принятия может пройти и год.
Семенышева напомнила, что вопрос о необходимости принятия рамочного закона обсуждается в профессиональном сообществе уже давно. А термин «российская нация» впервые документально зафиксирован в «Стратегии государственной национальной политики», принятой в 2012 году. «Под этим термином подразумевается гражданская общность российского народа. Это не имеет оттенка ни этнического, ни политического, это абсолютно гражданская идентичность. От того, что я являюсь гражданином РФ, меньше не становлюсь татарином или грузином», – заявила представитель ведомства.
Как объяснила «НГ» Семенышева, «нам бы хотелось, чтобы в этом законе были отражены вопросы именно разграничения полномочий различных органов госвласти в сфере реализации национальной политики, чтобы была четко прописана терминология, потому что сейчас понятия трактуются по-разному». Также, по ее мнению, необходимо общественное обсуждение проекта, чтобы будущий закон не вызвал разногласий.
Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев пояснил «НГ», что он сторонник такой идеи – «объединяться надо не вокруг идеологии, а вокруг родины». Но никакого закона не должно быть: «Должно начаться широкое общественное обсуждение – основательное и долгое, вокруг которого и пойдет объединение нации. У нас же президент решил, что должна быть «российская нация в законе», и это принято к исполнению. Это волюнтаристские методы. Такой подход приведет к развалу страны, потому что у нас есть только видимость вертикали власти». При этом он настаивает, что для этого должна измениться информационная политика государства. По словам Пономарева, в результате обсуждений, которые могут идти и 10 лет, в какой-то момент и можно будет сказать, что появилась российская нация.
Инициатива же по закону появилась именно сейчас не случайно: «Власть можно понять – она боится развала страны, у нас везде появились феодалы – местные князьки, которым более или менее наплевать, что говорит Москва. Пока единственное, что нужно от них, – чтобы обеспечивали правильное голосование, и это они пока выполняют. Но ситуация мгновенно может измениться, когда они поймут, что власть ослабилась, 90% за Путина может тут же превратиться в 90% за выход из состава России». Он пояснил, что сейчас Кремль сильно обеспокоен этой проблемой «и видит, что никакой единой нации в России нет».
Директор центра «Сова» Александр Верховский заявил «НГ»: «Вообще такой закон не нужен, потому что хотя намерение благое – утвердить как-то гражданскую нацию, но законом это не делается. На практике он сведется к тому, чтобы перераспределить полномочия и ресурсы в пользу Агентства по делам национальностей. Может быть, и хорошо, но это можно сделать и без закона, чтобы никого не провоцировать». Он отметил, что есть официальный документ – «Стратегия национальной политики», «там ориентиры указаны, не очень понятно, что закон прибавит». Верховский также не смог предположить, что в таком законе могут написать, но отрицательной инициативой он бы назвал попытку закрепить представление о том, что «российская политическая нация базируется на русском православном ядре», как это уже записано в Стратегии.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов напомнил «НГ», что тема эта возникла еще в начале 2000-х годов: «Сначала Путин употреблял термин «российская нация», потом Медведев в бытность президентом. Но методологически строить «российскую нацию» – это неправильно, у нас уже сложилось исторически: русская нация и другие народы страны, которые живут в союзе». По его мнению, к этому вопросу вернулись из-за того, что возник ФАДН, который должен развивать нормативную базу. Эксперт подчеркнул, что он бы эту инициативу «разделил»: «Закон, регулирующий в базовой сфере управление межэтническими отношениями, нужен, понимание у экспертного сообщества есть. В то же время аранжировка с «российской нацией» в названии противоречит Конституции – от этого стоит отказаться, это представляется вредным и не соответствует правовой культуре». Эксперт подчеркнул, что формирование гражданской нации не происходит посредством декретов.