У Бориса Титова свое видение того, как нужно защищать бизнес. Фото РИА Новости
Президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект об усилении ответственности за необоснованное давление на бизнес. Наиболее активно работу в этом направлении сегодня ведут бизнес-омбудсмен Борис Титов и генпрокурор Юрий Чайка, который, по информации «НГ», в последнее время перехватил инициативу.
Поправками предлагается изменить ст. 299 Уголовного кодекса (УК) «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности». Ее название дополняется словами «или незаконное возбуждение уголовного дела». Переработке подверглась и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) «Подследственность».
Речь в инициативе идет о повышении сроков уголовной ответственности за давление на бизнес. До семи лет предлагается давать тем, кто привлекает заведомо невиновного. От пяти до десяти лет можно получить за то же деяние, отягощенное совершением тяжкого или особо тяжкого преступления или «повлекшее причинение крупного ущерба или иные тяжкие последствия». Наконец, незаконное возбуждение дела в целях «воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности» – если такие действия повлекли уход обвиняемого из бизнеса или принесли ему большие убытки – наказывается тем же сроком от пяти до десяти лет.
Причем крупным ущербом считается сумма от 1,5 млн руб. То есть уже сейчас можно утверждать, что в этот диапазон входят представители малого бизнеса. Поправками в УПК подследственность всех подобных дел отнесена к сфере деятельности Следственного комитета (СК) РФ. Все эти пертурбации объясняются заботой о предпринимательском климате: как говорится в пояснительной записке, такое поручение дал глава государства.
Однако возникает вопрос – кто лоббирует эти поправки? С подобными предложениями, например, давно выступает омбудсмен Борис Титов. Однако, как свидетельствуют близкие к руководству его Партии роста источники, Титов как раз недоволен тем, что его на фронте борьбы за интересы бизнеса обходит генпрокурор Юрий Чайка. Тот, напомним, встречался с главой государства в середине месяца и подробно доложил о том, как обстоят дела в этом направлении. Ранее же он поручил своим сотрудникам наказывать правоохранителей, давящих на предпринимателей.
В самой пояснительной записке говорится, что она разработана на основе предложений рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. Туда входит первый замгенпрокурора Александр Буксман. Однако есть там и представитель Титова – президент «Деловой России» Алексей Репик. Пока, во всяком случае, прослеживаются именно эти две инициаторские линии, причем приоритет, видимо, стоит отдать прокурорскому происхождению законопроекта. Ведь указанный крупный ущерб в 1,5 млн – защита интересов малого бизнеса, которую Чайка на встрече с Путиным обещал продолжить. А возможно, однако, что поправки представляют из себя компиляцию различных предложений.
Есть вопросы и по самому законопроекту. Например, не совсем понятна причина, по которой дела по защите бизнесменов отдаются в ведение СК РФ. Следователи Александра Бастрыкина сами часто расследуют экономические преступления. Поэтому может получиться своеобразный конфликт интересов, когда внутри ведомства появится нечто вроде отдела внутренних расследований, который будет работать против своих же сотрудников. Да и эффективность такого формата пока остается под вопросом – в силовых ведомствах, как правило, не любят выносить сор из избы.
Или, скажем, другой спорный момент – теперь этического свойства. Понятно, что защита интересов бизнеса является в эти непростые времена важнейшей государственной задачей. Однако выделение предпринимателей в отдельную категорию может вызвать у всех остальных граждан резонный вопрос: а почему защищают их интересы, а не наши?
Наконец, актуальной остается еще одна проблема – адаптация правоохранительной системы к новым требованиям. Предлагаемые поправки касаются наказания за открытие дел непосредственно по предпринимательскому направлению: потенциальная неуплата налогов, неправильное оформление документов, подозрение в коррупции и многое-многое прочее. Однако никто не мешает следователям, приспособившись к этим стандартам, работать по более изощренным схемам, оказывая давление на бизнесменов по каким-либо другим делам и вынуждая их «сдавать» свой бизнес в обмен на прекращение дела.