Общественники все еще надеются, что Минюст сам передумает. Фото Reuters
Международный «Мемориал» подготовил положенный по закону ответ на решение Минюста внести организацию в список иностранных агентов. В письме организация ссылается на решение Конституционного суда (КС), по которому благодаря международному статусу не может быть признана иноагентом. Одновременно общественники заявили об открытии в Чехии нового отделения. Эксперты считают, что «мемориальцы» страхуются на случай ухода из России.
Ответ в письменном виде будет представлен на этой неделе, рассказал «НГ» член правления «Мемориала» Ян Рачинский. По его словам, «может быть, министерство само отменит свое решение о включении нас в реестр иноагентов». В противном случае дело обернется судом.
Как стало известно «НГ», в ответе «Мемориала» будет изложена позиция КС, который заявлял, что международные организации не могут быть признаны иностранными агентами (см. «НГ» от 05.10.16). «Это вполне естественно, потому что тогда наши отделения за рубежом должны быть объявлены иностранными агентами, потому что получают деньги из российского бюджета – гранты президента, от правительства Москвы, – продолжил Рачинский. – И непонятно, где и чьи иностранные агенты – это логический нонсенс. А высказывания частных лиц нельзя предъявить организации. Сотрудники Минюста просто изображают из себя полуграмотных». Напомним, 4 октября Минюст признал организацию иностранным агентом, в деятельности «Мемориала» нашли политическую деятельность, сославшись, в частности, на высказывания общественников по закону о некоммерческих организациях.
На днях также стало известно, что в Чехии открывается отделение «Мемориала» (головной офис, как известно, находится в Москве). Как сообщается на странице НКО, чешская организация объединит экспертов из обеих стран, ранее сотрудничавших в изучении советских репрессий. Член правления организации Александр Черкасов пояснил «НГ»: «Это результат долгого процесса работы международного «Мемориала», просто сейчас наконец открыли отделение».
Рачинский подтвердил: «Это не филиал, а именно отделение. В общем, это была не наша инициатива, а тамошних наших друзей – мы не стремимся к созданию массы отделений, хотя могли бы. У нас есть организации в Германии, Италии, Франции, Латвии и Казахстане, но мы их формально не регистрируем, потому что нет необходимости. Но работу они ведут под нашим именем. Это волнует только чиновников Минюста: кто называется отделением, а кто нет». Он отметил, что кроме Чехии официально зарегистрированное отделение есть еще в Украине.
В то же время он отверг предположения, что организация готовит в Чехии «запасную площадку» на случай «изгнания» из России: «Я такой перспективы не вижу, мы будем продолжать работу здесь. Мы начинали при советской власти, так что как-нибудь переживем и эти времена». Однако эксперты спорят с таким объяснением.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов пояснил «НГ»: «Это выглядит именно как запасной аэродром. Деятельность очень многих наших правозащитных и политических организаций строится именно в Восточной Европе. Близко к границам России, и в то же время это уже как бы на Западе, в Евросоюзе, под его юрисдикцией». По его словам, так действуют многие организации. Например, Фонд Сороса действует в Венгрии, Чехии и Польше. Некоторые российские СМИ регистрируют офисы в Восточной Европе.
Эксперт отметил, что восточно-европейский контур если раньше и был российским, то теперь давно стал западным: «Несистемная оппозиция использует СМИ Восточной Европы, в том числе чешские, польские, венгерские, прибалтийские, – для создания общественного мнения по отношению к России».
Между тем, по мнению Миронова, власть специально выживает «Мемориал», который изначально воспринимался ими как «пятая колонна». Поэтому, по словам эксперта, «активное внимание организации в том числе к ситуации в Украине, безусловно, раздражает власти, поэтому сейчас они взялись за нее». Общественники, продолжил он, сразу начали позиционировать себя как представители западной общественности, «как эмиссары по продвижению западных ценностей». Однако эта позиция не совпадает с интересами властей: те боятся так называемой мягкой силы, которая может обернуться подготовкой революции.