Фото Reuters
Госсекретарь США Джон Керри призвал Москву и Дамаск воздержаться от активных боевых действий в Сирии. С аналогичным заявлением выступил и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. «Все атаки на Алеппо, в том числе авиаудары, должны быть незамедлительно прекращены», – потребовал он в ультимативной форме, обращаясь к сирийскому руководству.
Данные требования выглядят несколько странно, поскольку бои в Алеппо во многом спровоцированы протурецкими незаконными вооруженными формированиями. А на севере Сирии активные боевые действия ведут силы американской коалиции.
Сегодня сирийские войска и российская авиация проводят в Алеппо гуманитарную операцию и одновременно отражают масштабное наступление попавших в окружение боевиков. Ситуация под Алеппо очень сложная. По замыслу Дамаска и Москвы начавшаяся там 28 июля гуманитарная операция имела целью массовый и бескровный исход боевиков из города. Но этого не произошло. Как сообщил начальник Главного оперативного управления российского Генштаба генерал-лейтенант Сергей Рудской, только «82 боевика сложили оружие и проходят процедуру амнистирования». Между тем, по экспертным оценкам, боевиков в Алеппо не менее 15–20 тыс. В минувшие выходные они предприняли отчаянное контрнаступление. По данным Минобороны РФ, только за два дня из 5-тысячной группировки террористов, которые предприняли «попытку массированного наступления в направлении населенного пункта Ансар юго-западнее Алеппо, уничтожено свыше 800 боевиков, 14 танков, 10 БМП, более 60 автомобилей с установленным вооружением».
В районы Алеппо доставляются гуманитарные грузы, а для оказания медицинской помощи задействуются лечебные учреждения, развернутые международными гуманитарными организациями. «Гуманитарная помощь оказывается как гражданам, выходящим по организованным гуманитарным коридорам, так и жителям, пожелавшим остаться в своих домах, – утверждают в военном ведомстве. – Для них в восточные районы Алеппо с воздуха осуществляется десантирование продовольствия, медикаментов и предметов ухода за детьми и тяжелобольными».
Планируется взаимодействие по этим вопросам и с ООН. «Минобороны России внимательно изучило предложения специального посланника генерального секретаря ООН по Сирии де Мистуры по совершенствованию модальностей российско-сирийской гуманитарной операции в Алеппо и полностью их поддерживает», – отмечает Сергей Рудской.
Примечательно, что в то время как США критикуют гуманитарную операцию в Алеппо, западные СМИ сообщают о значительных успехах сил американской коалиции, которая активно действует на севере Сирии. Поддерживаемые спецназом США и Франции, курдские ополченцы и наемники, как уже писала «НГ» (см. номер от 29.07.16), осадили город Манбидж. И 70% его освобождено от террористов. Силы коалиции уничтожили вместе с боевиками «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в РФ организация) также сотни мирных жителей, в чем сейчас пытаются разобраться ООН и мировые правозащитные организации. Генерал Рудской отмечает в связи с этим, что тактика Воздушно-космических сил РФ в Алеппо совершенно иная: «В отличие от антитеррористической коалиции, возглавляемой США, действующей в районе Манбиджа, мы делаем все для того, чтобы не пострадало мирное население, и не назначаем цели для авиационных ударов в городской черте».
В Сирии Россия задействовала значительные силы и ресурсы. В таких условиях вероятность чрезвычайных ситуаций увеличивается. Именно с этим и надо связывать в первую очередь факт уничтожения боевиками в провинции Идлиб российского вертолета Ми-8, который возвращался на авиабазу Хмеймим «после доставки гуманитарной помощи в городе Алеппо». В причинах этой трагедии еще предстоит разобраться. Но до сих пор не ясно, из какого оружия был сбит вертолет и почему он совершал полет без поддержки ударной армейской авиации.
Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев отмечает, что «провинция Идлиб контролируется отрядами банд во главе с «Джебхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра» – организация, запрещенная в РФ), а также примкнувшими к ней боевиками из так называемой умеренной оппозиции, которая поддерживается США. Эти силы ведут войну как с правительственными войсками, так и с российской авиацией». И, как известно, всего месяц назад сирийский вертолет Ми-25 с российским экипажем был уничтожен из американского тяжелого противотанкового ракетного комплекса TOW в небе над Пальмирой.
«Надо исключить потери нашей авиации в Сирии. Для этого каждый маршрут пролета вертолетов и самолетов над территориями, где орудуют террористы, должен быть проверен на предмет безопасности. Это можно сделать, используя беспилотники или космическую разведку, а также иными, в том числе агентурными, способами», – считает Неткачев.