Зампред ЦИКа Николай Булаев возглавил комиссию по жалобам. Фото с сайта www.cikrf.ru
Центризбирком создал группу по предварительному рассмотрению жалоб, которая должна будет давать предварительную оценку всем поступающим в ведомство обращениям. Как выяснилось на конкретном примере, работа с ними, видимо, до конца еще не отлажена. Скажем, о рассмотрении жалобы ПАРНАСа на препятствия в сборе подписей со стороны властей Санкт-Петербурга уже сегодня ЦИК сообщил только после вопроса корреспондента «НГ».
Как пояснила секретарь ЦИКа Майя Гришина, в ведомство поступают жалобы разного содержания и качества, поэтому-то и есть нужда в механизме по их предварительной оценке. Гришина уточнила, что председатель ЦИКа каждый раз будет решать, требует ли этого этапа то или иное обращение.
В рабочую группу, которой будет руководить зампред ЦИКа Николай Булаев, вошли почти все его коллеги. То есть можно предположить, что данная структура нужна в основном для того, чтобы не выносить на публику внутренние разногласия и споры.
Председатель межрегионального отделения избирателей Андрей Бузин согласился с «НГ», что промежуточная инстанция по жалобам создается для того, чтобы ЦИКу было легче находить консенсусные решения. Впрочем, считает эксперт, пока нет никакой особой разницы в работе нынешнего, памфиловского, и прежнего, чуровского, Центризбиркома. Он напомнил, что пока было только несколько «показательных порок» глав региональных избиркомов с последующими их отставками, но на их места все равно пришли те, кого предлагали администрации субъектов РФ.
Как сообщил Булаев, за время кампании поступило уже 1976 обращений, 178 из них – о нарушениях избирательного законодательства. Он подчеркнул, что все они будут рассмотрены: «Мы понимаем, что после выборов должны смотреть людям в глаза. Все наши решения принимаются на основании закона, и мы стараемся реагировать быстро».
Между тем лишь после вопроса корреспондента «НГ» Булаев выяснил, что жалоба от ПАРНАСа по ситуации в Петербурге все-таки будет рассмотрена на заседании ЦИКа. Возможно даже, что уже сегодня. Стоит отметить, что отправлена она была практически неделю назад, и 27 июля истек положенный по закону пятидневный срок рассмотрения. Булаев уточнил, что еще необходимо получить позицию горизбиркома. Впрочем, сообщили «НГ» источники в ПАРНАСе, по их данным, жалобу в Питер ЦИК переслал, по сути дела, лишь после вопроса «НГ» о ее судьбе.
Неделей ранее глава Центризбиркома Элла Памфилова обещала обязательно рассмотреть заявление оппозиционеров. 21 июля питерский ПАРНАС, которому для участия в выборах в Заксобрание требуется собрать до 2 августа более 18 тыс. подписей за свой список, и сообщил в Москву о невозможности их собрать. «В Петербурге кандидаты, выдвинутые ПАРНАСом, столкнулись с противоправными действиями со стороны районных властей, которые фактические ведут к дискредитации выборов», – указано в этой жалобе. Обвиняются в этом администрации Выборгского и Кировского районов, на территории которых ПАРНАСом выдвинуты кандидаты по одномандатным округам. Их представителям отказывают в согласовании информационных пикетов, запрещают вести агитацию и сбор подписей – под тем предлогом, что это может создать «социальную напряженность».
В жалобе упоминаются и самые нелепые ответы чиновников. Скажем, кандидату Даниилу Кену было заявлено, что «в большинстве случаев проведение публичных акций в местах массового пребывания граждан сопровождается повышенным эмоциональным накалом как со стороны участников, так и со стороны прохожих». В обращении ПАРНАСа отмечается, что от властей их активистам поступают угрозы арестов за несогласованный сбор подписей.
Бузин скептически отнесся к возможностям ЦИКа изменить ситуацию: «Скорее всего питерский избирком пришлет отписку, ведь повлиять на действие исполнительной власти он не может, а проблема именно в ней». По его мнению, виноват тут даже не ЦИК: «По большому счету, чтобы работа ЦИК была эффективной, надо менять не его председателя, а систему. Тем более что выборы – это не автономное явление, они сильно связаны с политической, государственной системой, состоянием гражданского общества, с судебной системой, с состоянием СМИ, а это все невозможно переделать усилиями одного Центризбиркома».