В социологии существует категория "радиус идентификации и доверия", характеризующая отношения между людьми в обществе. Чем выше радиус доверия (Дания - 67%, Швеция - 66%) - тем сильнее идентификация человека с обществом в целом. В этом случае люди ассоциируют себя с другими людьми, не входящими в круг семьи, друзей, кланов и каст. В таком обществе они с готовностью и добровольно платят налоги и не боятся частой смены власти через демократические процедуры.
Там же, где доверие к другим людям низкое (В Азиатских и Латиноамериканских странах, 3% в Бразилии, например), власть принадлежит лицам, идентифицирующим себя, прежде всего, с конкретной узкой профессиональной или клановой группой, там все не так. Налоги платят плохо, потому что подозревают, что из бюджета их разворуют другие граждане. Власть вообще не отдают. Смены руководителя страны боятся как огня, полагая, что новый лидер немедленно посадит всю предыдущую элиту в тюрьму и отнимет нажитое имущество. И это в счастливом случае. Для везунчиков. Могут и голову отрубить.
Кадровые перестановки и назначения последнего времени фиксируют процесс становлении новой властной прослойки - чекистократии (термин Николая Петрова).
Чекист, по определению, призванию и своей профессиональной сущности - человек, который не должен доверять никому. Иначе он - профнепригоден. Он должен всех подозревать и по возможности - разоблачать и карать. "ВЧК - карающий меч революции", - не я сказал.
Так вот, эти новые кадры чекистов приносят на публичные должности свои профессиональные базовые качества: недоверие, закрытость, непрозрачность, лояльность не столько обществу, сколько профессиональной прослойке.
Таким образом, дальнейшее и неуклонное становление чекистократии, с одной стороны, характеризует запрос власти на главную черту руководящих кадров, а с другой - является сильным признаком деградации качества российской демократии. Эти тенденции вселяют тревогу, сможет ли правящая элита, заточенная на удержание власти, сосредоточиться на повестке будущего для России: на проблемах современного открытого образования, международного разделения труда и росте на этой основе эффективности, производительности и доходов.