Гражданский форум ЕС–Россия обсудил ситуацию в мировых СМИ. Фото автора
Российские СМИ, поддерживающие власть, выдают по семь-восемь сфальсифицированных новостей в неделю. Об этом «НГ» услышала на гражданском форуме ЕС–Россия. Фейк-информация в медиа, подчеркнули его участники, уже явление международное. В той или иной степени с ним знакомы в США и Европе, серьезную проблему она представляет собой и в Украине.
Сфальсифицированные новости, которые появляются в крупнейших российских СМИ, подсчитаны и задокументированы, заявили на форуме. Сейчас этим занимается специальный ресурс stopfake.org. Его главред Евгений Федченко пояснил «НГ», что команда редакторов из 20 человек мониторит все ключевые медиа России и Украины на предмет «фейковых новостей». Обнаруживать удается примерно по одной полностью сфальсифицированной новости в день.
Данный ресурс, как стало известно «НГ», финансируется фондом Сороса и посольством Великобритании в Киеве, где его штаб-квартира и располагается. Stopfake.org является сейчас одной из крупнейших структур такого рода на всем постсоветском пространстве. Аналогичный дайджест дезинформации есть и в ЕС – он называется eaststrat.com. В России вылавливанием «мух» в иноземных СМИ тоже много кто занимается – начиная от блогеров и заканчивая итоговыми политическими передачами государственных телеканалов. В общем, география проблемы весьма широка.
На сессии Гражданского форума в Хорватии, посвященной современным массмедиа, был представлен доклад, согласно которому настоящая информационная война развернулась между Россией и Украиной в 2014–2015 годах – сразу после крымской истории и начала военного конфликта в Донбассе.
Способы дезинформации подразделяются на несколько категорий. Например, когда громкие заголовки не соответствуют фактам. В качестве примера был приведен репортаж Russia Today (RT) под названием «Украинские националисты намерены уничтожить все памятники советского прошлого». Поиск первоисточника привел к разговору, услышанному корреспондентом украинской газеты «Вести» во время Марша националистов. Впрочем, расхождения между заголовком и текстом – это мелочь на фоне искажения реальных фактов, к примеру, публикаций фальшивых фотографий. Спекулируют этим даже самые крупные СМИ.
Более хитрая тактика, как следует из разоблачительного доклада, – это регулярное появление в российских СМИ таких экспертов из США и Европы, которые тоже являются фейковыми. Скажем, американский специалист по геополитике Эрик Драйцер, мнение которого не раз спрашивала та же RT, на самом деле оказался продавцом страховок из Нью-Джерси, выяснили авторы документа. Так называемый эксперт по Евросоюзу Вольфганг Грасс, который фигурировал во многих публикациях в том числе и как представитель ЕС, оказывается, все-таки не имеет отношения к каким-либо евроинститутам.
Впрочем, украинские медиа также были замечены в передергивании фактов. Скажем, некоторые интернет-порталы, распространяя новости о дефиците товаров в Крыму, демонстрировали фотографии пустых прилавков американских магазинов после распродажи. Кроме того, украинские сетевые СМИ часто перепечатывают российские новости, не проверяя фактов, заявил «НГ» Федченко.
Эксперт из США Мария Алонсо подчеркнула, что пропаганда, хотя, конечно, не так явно сделанная, есть и в ее стране: «События в Украине освещаются только с одной стороны – Россия не права, Америка права и стоит на страже международного права, хотя она сама неоднократно его нарушала. Это накладывается на стереотипы, сохранившиеся со времен холодной войны. Самокритики и объективности в наших СМИ не хватает».
Аналитик Центра польско-российского диалога Ольга Ирисова, специализирующаяся на изучении влияния пропаганды на современное общество, объяснила «НГ» что «проекты, посвященные разоблачению фэйков – такие как StopFake и EastStratCom (дайджест дезинформации ЕС) – несомненно очень важны в борьбе с дезинформацией. «Но потенциал их воздействия на общество, которое ежедневно подвергается массированной бомбардировке недостоверными или намеренно неправильно проинтерпретированными фактами – все же ограничен, - говорит Ирисова. - Те, кто уже попал под очарование кремлевской пропаганды, дающей простые ответы на сложные вопросы и учащей видеть причину проблем во всем, кроме себя, очень редко способны поменять свое мнение, даже если приводишь им неопровержимые факты. Такие проекты важны скорее с точки зрения обучения журналистов тому, как нужно обращаться с информацией и определять ее достоверность. Если же говорить о более широкой публике, которая получает информацию в основном из полностью контролируемого ТВ, то с их установками необходимо работать комплексно и долгосрочно – через СМИ с независимой повесткой и следование принципам журналистики фактов и правды (в этом отношении крайне желательно создание большего количества русскоязычных СМИ в Европе), через гражданское просвещение и развенчание советских и путинских мифов и культов, через точечную работу с молодежью. Необходимо научить общество думать критически».
Вуковар