Предсказывать настроения и выбор граждан – дело трудное. Фото Владимира Смирнова/ТАСС
«Единая Россия» усилит свои позиции в следующей Госдуме, а «Родина» может рассчитывать на создание одномандатной фракции. К такому выводу приходят авторы экспертного опроса проекта «Депутат-клуб». По их мнению, шанс на прохождение в парламент по партсписку есть только у думской четверки. Появление большого числа докладов с теми же выводами, возможно, связано со стремлением Кремля подготовить избирателей к неизбежности победы партии власти.
Авторы опроса «Международного института новейших государств» опираются на мнения 37 респондентов «из числа региональных экспертов, политтехнологов, представителей партийных штабов и журналистов».
В принципе уже одно это вызывает вопросы о репрезентативности: можно ли обобщить эти данные и претендовать на объективность прогноза? На самом деле – вряд ли, однако данная исследовательская работа примечательна еще несколькими моментами.
В числе трендов текущей избирательной кампании названы смещение градуса борьбы в одномандатные округа, непредсказуемость результатов, конкурентность. Что касается последнего пункта, то, как подчеркивают эксперты, соревноваться будут «не партийные бренды, а личности». Ожидания партийных штабов между тем значительно превышают число депутатских мандатов. Политологи прогнозируют острую конкуренцию в 67 одномандатных округах – правда, без пояснений, что это за территории.
Любопытно, как именно распределяется разница между ожиданиями и прогнозами. Например, «Единая Россия» планирует набрать по одномандатным округам 171 депутата. Прогноз экспертов – 159. КПРФ рассчитывает на 42 победы, в то время как политологи дают им только 24. И далее: «Справедливая Россия» – 28 (против 15), ЛДПР – 14 (7), «Родина» – 6 (5), Партия роста» – 4 (4), «Яблоко» – 3 (3). То есть погрешность в прогнозах у партии власти незначительна, в то время как у парламентской оппозиции она составляет где-то 50%. Еще хуже у самовыдвиженцев – 15 против 4. Однако примечателен сам факт того, что эксперты признают возможность попадания в Думу независимых кандидатов, ведь раньше они им не давали ни малейшего шанса.
В целом прогноз по выборам, согласно докладу, такой, какой кампанию хотели бы видеть в Кремле. Большой отрыв ЕР, в перспективе – присоединение к фракции партии власти большинства самовыдвиженцев, полный спектр политструктур в будущей Думе. Как результат, «прямое представительство избирателей и территорий в Думе повысит качество работы парламента». По совокупной оценке – включающей одномандатников и списочников – следующий созыв будет выглядеть следующим образом: у ЕР 279 мандатов, у КПРФ 69, у ЛДПР и СР по 41, «Родина» возьмет 5, все остальные – 15.
Таким образом, новая Госдума, согласно мнению экспертов, пополнится одной более или менее крупной «одномандатной фракцией», то есть партией «Родина». Шансов на прохождение пятипроцентного барьера у непарламентских структур нет: те наберут по округам 15 депутатов, а дальше либо примкнут к действующим думским фракциям, либо образуют собственные, но крайне малочисленные: у «Патриотов России» и «Гражданской платформы», согласно прогнозу, по два места в парламенте. Партия власти в то же время за счет одномандатных округов улучшит свои позиции. Напомним, расклад в уходящей Думе такой: ЕР – 238 депутатов, КПРФ – 92, СР – 64, ЛДПР – 56.
Нужно сказать, что в последнее время наблюдается самый настоящий вал экспертных докладов на тему прогнозов по выборам. Кто-то считает, что это конкуренция провластных политологов, кто-то – что речь идет о подстраховке Кремля: дескать, в регионах есть свои риски и свои проблемы, а потому в администрации президента через политтехнологов пытаются подготовить к ним общественность. Другими словами, исследования на эту тему сами стали трендом, в котором прослеживается ряд общих мест.
Никто, например, не говорит о преждевременности прогнозов: одномандатные округа продолжают пополняться новыми участниками выборов, и пока не сформировался весь состав, пока ЦИК не проверил все данные, не просеял кандидатов, судить о будущем столь уверенно – не совсем правильно. Помимо этого, эксперты, несмотря на то что прогнозы сделаны досрочно, упорно не дают ни малейшего шанса кому-либо из непарламентской оппозиции, формируя таким образом новый тренд – никто, кроме нынешних думских партий, не преодолеет пятипроцентный барьер. Но на чем основывается уверенность в условной слабости «Яблока» или не менее условной силе «Родины» – не совсем понятно. Медийная патриотическая риторика или предположения об общественной консолидации вокруг патерналистских фигур лидеров, к которым, как правило, взывают эксперты, – все это скорее идеи, существующие в виртуальной плоскости.
Реальность же формируется на местном уровне, а ситуация в российских регионах изменчива. Граждане пережили ряд болезненных финансовых и социальных ударов, предсказать их настроение сложно. Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко и руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги Андрей Колесников в своем докладе «Выборы-2016: рутина или перемены?» не исключают возможности консолидации недовольных избирателей вокруг «Яблока». Хотя и они признают, что вероятность такого варианта крайне мала.
Что касается прогноза по итогам выборов, то эксперты из «Международного института новейших государств», казалось бы, сами направляют ЕР в избирательную ловушку. Сегодня много говорится о том, что для сплочения несистемной оппозиции и возрождения «рассерженного горожанина» не хватает катализатора. Гипотетически – улучшенный через одномандатные округа результат партии власти как раз и может стать искрой для пламени протеста. Если же ЕР возьмет меньше мандатов, чем ожидается, – то какова цена таким прогнозам политологов?
Видимо, рассматривать экспертные доклады нужно в совокупности, но сместив акценты на анализ причин их возникновения. Вполне возможно, что это не подготовка к каким-либо возможным проблемам и не конкуренция, а информационная артподготовка перед массированным заходом единороссов в Госдуму. Все исследования сосредоточены на одномандатных округах, через которые ЕР и обеспечит себе большинство. Оспорить там победу того или иного кандидата куда сложнее, чем по партсписку, ведь борются не партии, а личности. А значит, шансы на политический протест тех, кто будет недоволен итогами выборов, минимизируются.
Поствыборная конфликтность при таком раскладе существенно снижается. Напомним, что реформа избирательной системы с переходом на смешанный тип выборов была последствием уличных выступлений 2011–2012 годов. К нынешнему избирательному циклу власть создала витрину демократии. Но за ней, если продолжать эту мысль, по-прежнему прячется цель улучшить позиции самой власти.