Фото Reuters
Россия и США углубят сотрудничество при проведении военных операций в Сирии. В частности, Пентагон и Минобороны РФ намерены более предметно обмениваться разведывательной и оперативной информацией о местах дислокации боевиков для нанесения по ним скоординированных ударов. Именно эти вопросы, по данным «НГ», стали главными на переговорах госсекретаря США Джона Керри с российским руководством.
Таким образом, выдвигаемые Москвой уже более полугода предложения о более тесном боевом взаимодействии с Вашингтоном в Сирии наконец-то имеют тенденцию к реализации. Хотя вряд ли американцы пойдут на большие уступки. Они в Сирии реализуют собственные интересы, связанные с поддержкой умеренной оппозиции, противодействием режиму Башара Асада и борьбой с радикальными террористическими группировками. Неспособность выполнить эти задачи самостоятельно и побудила, видимо, руководство США договариваться с Россией. В Белом доме, наверное, поняли, что не только сила решает на Ближнем Востоке исход дела. По крайней мере всего чуть более месяца находились в Средиземноморье два американских авианосца Harry S. Truman и Dwight D. Eisenhower, с которых палубные самолеты пытались наносить удары по позициям боевиков «Исламского государства» (ИГ – террористическая организация, запрещенная в РФ). Сейчас, как сообщило Центральное командование вооруженных сил США, авианосные ударные группы во главе с атомными авианосцами Harry S. Truman и Dwight D. Eisenhower покинули район восточного Средиземноморья. В настоящий момент корабельная группа Dwight D. Eisenhower находится в Индийском океане на подходе к Персидскому заливу. А Harry S. Truman и поддерживающие его корабли прибыли в минувшую среду на базу в Норфолке (штат Вирджиния, США).
За последние две-три недели, когда авианосцы находились недалеко от зоны боевых действий, между Россией и США в небе над Сирией и у ее берегов произошло несколько инцидентов в воздухе и на море, в которых Пентагон и Минобороны РФ обвиняли друг друга (см. «НГ» от 10.06.16 и 20.06.16). Вряд ли будет справедливо утверждать, что именно российские корабли и самолеты помешали американским авианосцам эффективно выполнять свои задачи, но факт в том, что свою деятельность в акватории Средиземного моря американцы свернули. Хотя еще месяц назад представитель Пентагона заявлял СМИ, что авианосцы в Средиземном море нужны для того, чтобы, в частности, продемонстрировать РФ мощь американского военного присутствия, «чтобы послать сигнал России».
Пока точно неизвестно, каким образом США и РФ будут крепить боевое взаимодействие в Сирии. Однако вчера сирийский лидер Башар Асад в очередной раз назвал американские бомбардировки по ИГ на сирийской территории «незаконными, несерьезными, неэффективными и контрпродуктивными». Неэффективными считают в Москве и озвученные вчера Джоном Керри предложения оказать влияние на Дамаск с тем, «чтобы сирийские власти ограничили активность военной авиации и свели ее исключительно к вылетам с гуманитарной или эвакуационной целью». Российская авиация и правительственные войска Сирии, конечно же, будут продолжать вести вооруженную борьбу с непримиримыми группировками боевиков. Концентрация сил на направлении главных ударов уже наблюдается в Алеппо, где шиитские силы, ополчение и войска Асада окружили город и готовятся его полностью освободить.
Конечно, было бы неправильным игнорировать военный потенциал США на Ближнем Востоке. В сводках Пентагона регулярно появляется информация об авиаударах, которые самолеты американской коалиции наносят по целям в Сирии и Ираке. В Сирии ВВС США в основном бомбят нефтяную и газовую инфраструктуру в провинциях Ракка и Дей-эр-Зор, а также позиции боевиков в районе города Манбидж (провинция Алеппо). Здесь при поддержке ВВС США и американских коммандос курдские отряды ополчения и наемники ведут вялотекущее наступление в направлении анклава Африн. Боевые вылеты авиации США в основном происходят с авиабаз в Турции (Инджирлик), Кувейте (авиабаза Аль-Джабир), Катаре (Эль-Удейд) и Омане (Масира, Эль-Хасиб). Это огромная по сравнению с нашей авиабазой Хмейним военная инфраструктура, на которой базируются более 100 различных боевых, разведывательных и военно-транспортных самолетов из США и других стран НАТО.