Фото Reuters
Россияне стали активно теснить гастарбайтеров на отечественном рынке труда. Однако мигранты, даже лишившись официального трудоустройства, не спешат покидать Россию. По мнению экспертов, они пополняют сектор нелегальной занятости или просто выживают как могут.
Граждане России из-за сокращающегося рынка труда повышают свою мобильность в поисках новых заработков. По данным исследовательской группы «W-City Community Research», в первом квартале текущего года количество внутренних трудовых мигрантов в стране выросло на 15%. В Академии труда и социальных отношений посчитали, в каких сферах больше всего сократилось число иностранных работников и где их активно заменяют россияне.
Исследование базируется на ситуации в Москве – наиболее крупном рынке приезжей рабочей силы. В первую очередь эксперты, конечно, отметили стремительный отток иностранных квалифицированных кадров: в финансовой отрасли их количество снизилось на 46%, в сфере здравоохранения – на 13%, в образовательном секторе и вовсе на 96%. Трудившиеся на хороших контрактных условиях иностранцы предпочли России страны с более стабильной экономикой.
Однако теперь даже низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу удается получить далеко не всем приезжим. С начала кризиса все больше россиян готовы идти на позиции, которые раньше занимали гастарбайтеры, – дворники, грузчики, уборщики. Из-за этого, к примеру, в торговле количество мигрантов сразу сократилось на 54%. А вот в строительном секторе и ЖКХ, хотя там уже и так был переизбыток рабочих рук, численность приезжих, напротив, подскочила соответственно на 167 и 40%. Впрочем, по данным кадровых агентств, на эту цифру следует смотреть под тем углом, что сейчас где-то 30% приезжих, рассчитывающих на официальное трудоустройство, месяцами ждут вакантных рабочих мест.
Как пояснил «НГ» руководитель фонда «Миграция XXI века» Вячеслав Поставнин, кризис коснулся не одной только России, но и многих других стран СНГ – скажем, сильно пострадали экономики Узбекистана и Таджикистана. Выходцам из них, находящимся у нас, в этих условиях нет никакого смысла возвращаться домой. При этом у них нет и новых постоянных трудовых маршрутов.
Стоит отметить, что количество желающих въехать в Россию, вопреки первоначальным прогнозам, вовсе не уменьшилось, а даже немного увеличилось. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), в первом квартале 2016 года из других стран к нам прибыло 133 тыс. человек. «Этот показатель почти не поменялся с 2015 года, когда количество приехавших мигрантов равнялось 131 тыс.», – говорится в отчете РАНХиГС. Одновременно и выехали из РФ лишь около 61,9 тыс. мигрантов, что примерно на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Это однозначно говорит о том, подчеркнул Поставнин, что трудовые мигранты, постепенно заменяемые российскими работниками, вынуждены уходить в пресловутую серую зону. То есть либо ищут себе применение на нелегальном рынке труда, либо вообще просто заняты выживанием – в меру своей сообразительности или правовой сознательности.
Кстати, по данным компетентных ведомств, в начале года в стране находилось где-то 10 млн иностранных граждан. Около 4 млн из них жили здесь нелегально, а еще около 900 тыс. человек, оформив полагающиеся документы и обязавшись выехать через год, до сих пор так и остаются в России.
По информации «НГ», кризис вынуждает мигрантов пускаться совсем уже в сомнительные авантюры – например, продавать своим же соотечественникам рабочие места, различные разрешительные документы, койки в сдаваемых им квартирах, а также сдавать в аренду даже собственные российские паспорта, полученные разными хитрыми путями. Средняя цена таких сделок – не менее 10 тыс. руб.
Зампред президентского Совета по правам человека (СПЧ) Евгений Бобров уточнил, что официально зафиксированы пока лишь единичные случаи такого рода. Но не исключено, что в условиях дефицита в России рабочих мест для гастарбайтеров это станет системой. Так что недаром, отметил правозащитник, Совет уже начал совместную работу с МВД по гуманизации миграционной политики. «На днях мы встречались с руководством силового ведомства – и многие наши идеи они приняли к сведению», – сообщил «НГ» Бобров, подчеркнув, что Федеральная миграционная служба их прежде игнорировала.
По его словам, МВД обещало более взвешенно применять репрессивное законодательство и осуществить некоторые либеральные предложения СПЧ – миграционную амнистию, закрытие тех коммерческих компаний, которые продают приезжим услуги по оформлению. Вроде бы есть и договоренность не выдворять мигрантов из страны за незначительные правонарушения и улучшить для них условия в местах принудительного содержания.