Машины скорой помощи не могут добраться до каждого населенного пункта в провинции. Фото РИА Новости
Накануне думских выборов проправительственные силы могут получить ощутимый удар в виде негативной статистики увеличения смертности на селе из-за сокращения там инфраструктуры здравоохранения. Уровень смертности в сельской местности сегодня значительно выше, чем в городе. И закрытие больниц вряд ли улучшит состояние местной медицины. В июле Счетная палата (СП) представит президенту РФ отчет о результатах реформ в здравоохранении. Но уже сегодня глава СП Татьяна Голикова опасается прироста смертности в сельской местности.
В июле глава Счетной палаты Татьяна Голикова обещает опубликовать результаты проверки, которая проводилась по поручению президента Владимира Путина, в том числе по доступности здравоохранения в 2015 году. Судя по всему, у нее немало претензий к бывшим коллегам (с 2007 по 2012 год она возглавляла Минздравсоцразвития). Во время отчета в Госдуме в конце мая Голикова приводила факты, которые назвала результатом бездумной оптимизации регионального здравоохранения. «Из 130 тыс. сельских населенных пунктов только 45 тыс. имеют те или иные формы оказания медицинской помощи, остальные их просто не имеют», – объявила Голикова. Из-за проблем транспортной доступности во многих регионах растет смертность именно в сельской местности.
Статистика показывает, что пока еще Минздраву есть чем отчитываться, и в среднем по стране в 2015 году наблюдался небольшой естественный прирост населения – 32 тыс. человек. Но происходит это за счет относительно высоких показателей прироста в городах, где доступность медицинских услуг лучше.
В 2015 году, по данным Росстата, в городах отмечен прирост населения в 93,4 тыс. человек, а на селе – убыль в 61,4 тыс. человек. Если в среднем по стране смертность в 2015 году на 1 тыс. человек составила 13, то в городах она меньше (12,6), а на селе – больше (14,4). Причем в некоторых регионах этот показатель еще хуже. Хотя статистику смертности с разбивкой по регионам Росстат обещает опубликовать только в августе, даже доступные данные говорят о том, что в некоторых регионах ситуация с оказанием медицинской помощи совсем удручающая.
Агентство «Красная строка» рассказало, к чему привели многолетние реформы в Орловской области. Если в 1990 году в стационарах местных больниц было 12,7 тыс. коек, а на рубеже веков – 10,5 тыс., то сейчас их только 7,5 тыс. Сократилось число амбулаторно-поликлинических учреждений со 133 до 85, на 13% меньше стало медсестер. Результат не замедлил сказаться: если 25 лет назад смертность в области составляла 13 человек на 1 тыс. жителей, то в 2015 году – 16,4 человека (рост на 26,4%).
Татьяна Голикова в Госдуме приводила еще более печальный пример. По ее словам, смертность за 2015 год на 1 тыс. населения в сельской местности Псковской области составляет 22,6. Позже она сообщила в интервью телеканалу Life, что если средняя продолжительность жизни в целом по стране составляет 71 год, то в Псковской области – 66 лет.
На селе обеспеченность врачами сегодня в три-четыре раза ниже, чем в городе, а смертность – на 15–16% выше, – считает директор фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов. По данным фонда, полученным при опросе пациентов в регионах, в 2012–2015 годах число амбулаторных посещений селянами сократилось примерно на 39 млн, что связано с просчетами в организации медпомощи. «Министерству здравоохранения следует разделить с регионами ответственность за негативные последствия оптимизации здравоохранения, поскольку оно не подготовило методологическую базу реформы и отпустило ее исполнение на самотек», – говорит Гаврилов.
Делегация Минздрава во главе с Вероникой Скворцовой инспектирует региональную больницу. Фото с сайта www.rosminzdrav.ru |
Уровень младенческой смертности в сельской местности Ставропольского края на 14,3% выше, чем в городах, информирует Ставстат. В селах коэффициент смертности младенцев в 2015 году составил 8,8%, а в городах – 7,7%. В среднем по стране статистика младенческой смертности в 2015 году улучшилась: в 2014 году на 1000 родившихся умерли в среднем 7,4 младенца, а в 2015 году – только 6,5. Но в городах показатель младенческой смертности оценивается в 5,9, а на селе – 8,4. То же и с материнской смертностью: если в городах ее показатель 8,9, то в сельской местности – 13,6, то есть почти в полтора раза выше.
Помимо заботы о здоровье у врачей теперь есть еще и обязанность отслеживать статистику. По данным пермского портала «В курсе.ру», по местным больницам прошла рассылка от подконтрольного краевому Минздраву Медицинского информационно-аналитического центра, в которой врачам региональных больниц напоминали, что «на одном терапевтическом участке не должно быть превышения рекомендованных МЗ РФ показателей, а именно – не более одного умершего и не более 11 вызовов скорой медицинской помощи в неделю».
Впрочем, по данным Татьяны Голиковой, в 85 тыс. населенных пунктах страны за подобной статистикой вообще никто не следит, так как там нет никаких форм оказания медицинской помощи.