Михаил Ходорковский и Евгений Чичваркин решили объединить усилия по борьбе с российскими властями. Кадр из онлайн-трансляции «Открытой России»
Смена режима в России наиболее вероятна не в ближайшие два года, а лишь в 2024-м, когда пройдут очередные президентские выборы, заявил вчера лидер «Открытой России» (ОР) Михаил Ходорковский. Его союзником в этом деле будет опальный бизнесмен Евгений Чичваркин. Целью своей совместной работы они называют изменение политического режима через просвещение соотечественников.
Ходорковский и Чичваркин в ходе телемоста из Лондона объявили о сотрудничестве, призвав к объединению усилий всех российских демократов. Корреспондент «НГ» попросил конкретизировать: означает ли это, что Чичваркин будет занимать какой-то пост в созданной Ходорковским «Открытой России» и чем он собственно планируется заниматься в этой структуре.
Из ответа следовало, что в планах у Чичваркина – просвещение россиян через образовательные программы: «Буду работать над программой «Открытой России». Ранее он уже объяснил, что задача оппозиционеров за рубежом – достучаться до умов пропутинского большинства. «Образовательные инициативы важны для отстранения Путина от власти, крайне важно, чтобы поддерживающие власть 89% видели нашу работу и имели к ней доступ, – объяснил Чичваркин. – Потому что получается так, что у нас есть те, кто хочет стать частью цивилизованного мира, а есть те, кто хочет назад к «сельпо»... Нынешний режим идет в сторону идей чучхе. И как показывает пример Северной Кореи, люди могут терпеть любое количество времени. Животными управлять легче всего».
Какого рода образовательные программы предложит «Открытая Россия», Чичваркин и Ходорковский не уточнили. Дело в том, что деятельность организации в России и так подвергается прессингу властей после каждого заявления Ходорковского. Вчера первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Евгений Серебренников заявил о возможном включении ОР в «патриотический стоп-лист нежелательных организаций». Ходорковский в ответ рекомендовал верхней палате заниматься реальными проблемами граждан.
Напомним, что ранее он неоднократно говорил о необходимости смены режима в России, но каждый раз в различные сроки. Вчера он заявил, что крайним теперь будет считаться 2024 год, поскольку по итогам думских выборов 2016-го и президентских – 2018-го смены власти можно не ожидать. Так что вся работа ОР, которая в данный момент готовит кандидатов для участия в осенней кампании, по его словам, носит скорее стратегический характер: «Выборы 2016 года – это «недовыборы», надо их использовать только для представления и раскрутки новых молодых политиков».
У Ходорковского вчера поинтересовались, не возникнут ли трудности у поддержанных им кандидатов из-за того, что деньги им идут из-за границы. «А где вы видите зарубежные деньги? – парировал Ходорковский. – Я гражданин России, и деньги, которые находятся на моих счетах, – российские».
Что же касается перспектив смены власти в России, то из Лондона никаких новых рецептов для сограждан вчера не последовало, кроме одного – объединяться. «Я готов объединяться и с левыми, и с правыми, и с либертарианцами – со всеми, кто поддерживает базовые демократические принципы», – резюмировал лидер ОР. На вопрос «НГ» о том, способствует ли объединению конфликт в Демкоалиции между председателем ПАРНАСа Михаилом Касьяновым и зампредом партии Ильей Яшиным, Ходорковский призвал их разбираться самим: «Я надеюсь, что коллеги придут к соглашению и все в итоге станут кандидатами на выборах».
Возник и вопрос, почему Ходорковский выбрал себе в союзники восемь лет назад эмигрировавшего из России Чичваркина, который до возбуждения против него уголовного дела был в нормальном отношении с властями. Его даже приглашали в «Единую Россию». На это Чичваркин дал понять, что раньше ЕР в его глазах «смотрелась гораздо симпатичнее, чем сейчас».
А Ходорковский в очередной раз ответил по поводу якобы нарушенного им обещания президенту Владимиру Путину не заниматься политикой. Он пояснил, что «никаких обещаний не давал». Но и политикой заниматься действительно не хотел: «И не стал бы, если бы после Олимпиады в Сочи в России не началось то, что началось».
По мнению экспертов, союз политэмигрантов Ходорковского и Чичваркина выглядит вполне закономерно. «Поодиночке напомнить о себе сложнее, чем вместе, и медийный эффект от их встречи уже есть, раз вы о ней пишете», – сказал «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев.
Пессимизм же оппозиционеров, связанный с переносом срока революции аж на 2024 год, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин объяснил высоким запасом прочности путинского режима и длительным процессом перехода к демократии, о чем неоднократно говорил и сам Ходорковский: «Его стратегия на выборах – поиск молодых политиков, которые сейчас не имеют шансов на успех, но могут получить их в будущем». Попытку же изменить общество через обучающие программы и просвещение он назвал неоднозначной: «Обучение – это хорошо, но только на него возлагать надежды в сегодняшних неблагоприятных условиях не стоит».