Фото Павла Сарычева\НГ-Online
В свете усиления международной напряженности, активизации исламских террористов и экономической изоляции нашей страны в конце прошлого года президент Владимир Путин утвердил обновленный вариант Стратегии национальной безопасности России. Согласно документу, основными угрозами общественной безопасности названы: разведывательная деятельность спецслужб, террористы и экстремисты, транснациональные преступные группы, кибертерроризм и коррупция. В этой связи предполагается усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности.
Как показывает практика, обеспечение национальной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб. Учитывая существующую конкуренцию спецслужб и просчеты в их деятельности, а также текущую внутриполитическую ситуацию, и было принято решение о возвращении «в лоно семьи» Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы в виде главков, а также о создании Национальной гвардии. Основными задачами нового ведомства, согласно президентскому законопроекту, станут: совместная с полицией охрана правопорядка, борьба с терроризмом и экстремизмом, охрана государственных объектов и специальных грузов, территориальная оборона страны и содействие пограничникам в охране госграницы.
Для реализации поставленных задач гвардейцев наделят следующими полномочиями: задерживать правонарушителей, самоубийц и психических больных; проникать в жилые помещения и иные помещения (за исключением дипломатических миссий); оцеплять участки местности и жилые массивы; применять физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие, а также боевую и спецтехнику.
Указ о создании Национальной гвардии – «военизированного аналога ФСБ», возглавляемой бывшим телохранителем президента, имеет своей целью создание пропрезидентской армии для всеобъемлющей охраны правящего режима от недовольных. А опасаться есть чего. Недавно Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) обнародовал исследование о протестной активности россиян по экономическим мотивам в период с июня 2015 года по январь 2016 года. Оказалось, что трудовой протест стал наиболее распространенной формой протестной активности населения. Особенно острая ситуация сложилась в пяти субъектах Федерации (Свердловская, Челябинская, Самарская, Кировская области и Пермский край). Еще в 13 регионах наблюдается средний уровень протестной активности (в Забайкальском и Приморском краях, Астраханской, Волгоградской, Брянской, Ивановской, Ленинградской, Оренбургской, Саратовской, Омской и Амурской областях, Республике Хакасия и Марий Эл). По данным Роструда, 25 тыс. предприятий анонсировали предполагаемые сокращения к концу года. При этом количество занятых на них работников – около 7,9 млн человек. Конечно, всех их не уволят, но это очень серьезная цифра. В контексте современных цветных революций протестные акции могут повлечь блокирование автодорог, захват различных госучреждений и т.д.
Причиной произошедшего вполне могло стать недоверие президента главам других спецслужб (сомнения в лояльности на случай переворота) или обострение внутриполитических противоречий. Можно с уверенностью утверждать, что на предстоящих выборах в Госдуму оппозиционеры будут активно использовать протестные настроения для работы с электоратом. Особенно в проблемных одномандатных округах.
Хотя, может статься, что объявленная «реформа» не более чем ребрендинг Внутренних войск, отметивших недавно свое 205-летие. Так уже было после переименования милиции в полицию, эффективность работы которой по-прежнему вызывает нарекания населения. Результативность Внутренних войск также небезупречна. В частности, за прошлый год ими были нейтрализованы всего 74 участника бандформирований и задержаны 7 тыс. преступников. Спрашивается, а что, такое количество террористов и правонарушителей не в состоянии обезвредить силами полиции и ФСБ? Для чего создавать очередного силового монстра, если для реализации поставленных перед ним задач хватает имеющихся сил и средств. К слову сказать, правоохранительные органы и так влетают стране в копеечку: более 2 трлн бюджетных рублей в год.