Глава государства призвал продолжать судебную реформу. Фото с сайта www.kremlin.ru
На семинаре-совещании председателей судов Владимир Путин заявил вчера о том, что никому не должно быть позволено давить на правосудие. В то же время от самих судей он потребовал высокого профессионализма, психологической устойчивости и некоррумпированности. Количество же присяжных на эффективность их судейства никак не влияет, сообщил президент, поставив точку в идущих сейчас спорах.
Перед главными судьями страны Путин выступил вчера прежде всего как автор последней реформы, приведшей к слиянию Верховного и Высшего арбитражного судов. По его мнению, она оказалась эффективной: «Жизнь подтвердила, что создание единой высшей инстанции позволило избежать противоречий, объединить потенциалы каждой из судебных подсистем и в целом вывести судебную власть на новый уровень развития».
Как известно, в Послании на 2016 год президент поставил задачу развивать правосудие дальше: расширять компетенцию присяжных, отказаться от обвинительного уклона и снизить число решений о взятии подозреваемых под стражу, а еще – обеспечить правовую защиту развития бизнеса. Вчера Путин и напомнил обо всем этом.
Не забыл он и о том, что отношение к судебным решениям зависит от доверия к самому институту. А обеспечивают его и судьи своим профессионализмом и компетентностью, и общество в целом. Вот с этим пока неважно: «Проигравшие в процессе нередко продолжают «состязаться» и после вступления решения суда в законную силу организуют давление на суд по всем каналам, включая заказные информационные кампании, не жалеют эпитетов и черных красок не только в отношении конкретного судьи или конкретного суда, но и всей судебной системы».
Путин считает, что высказать мнение о приговоре может каждый, но границы переходить нельзя – особенно в корыстных целях. После этого президент перешел к суду присяжных, который, как считается, выносит более приемлемые людьми решения. Тут, похоже, была поставлена точка в жарком споре, сколько же присяжных должно быть. Путин заявил, что нигде не видел научного обоснования, почему надо 12 заседателей, а не 20 или, наоборот, 7. И дал указание быстрее принимать законы, расширяющие компетенцию присяжных, – в том числе и на дела, рассматриваемые в райсудах. Поскорее, считает он, надо проводить и декриминализацию первичных незначительных преступлений – даже несмотря на возражения ряда экспертов об опасностях этого тренда.
Под конец Путин объяснил, в чем важность суда как такового: «Все мы хорошо знаем, что принятие судьей и судом решения – это венец деятельности всей правоохранительной системы: МВД, либо ФСБ, либо других органов, следственных структур». В общем, уверен он, «это особая работа, если не сказать, что это особая миссия».