Борис Титов способствует оживлению правых партий. Фото РИА Новости
Вчера начались переговоры между «Яблоком» и ПАРНАСом. Однако активность проявляют и другие непарламентские политструктуры, имеющие льготу на думских выборах 2016-го. В их планы, как выяснила «НГ», также входит заключение союзов, в частности, для распределения одномандатных округов. Пока левопатриотический фланг явно ждет внешнего сигнала к действию, а вот партии правого толка уже начали движение.
Финансовыми ресурсами непарламентские партии похвастаться не могут. Это скажется на количестве участников выборов (включая одномандатников) и на эффективности самих кампаний. Поэтому для этих партий на первый план выходят переговоры по технологическим аспектам. Например, разделение округов между кандидатами.
Глава «Родины» (члены которой называют себя «спецназом президента») депутат Госдумы Алексей Журавлев сказал «НГ», что при его политструктуре уже существует «клуб конкурентов», куда заглядывают как непарламентские силы, так и действующие депутаты ГД. Соответственно родинцы намерены вести переговоры практически со всеми партиями – «в том числе и с теми, кто не может участвовать в выборах». Предварительно Журавлев очертил круг контактов, которые планируется активизировать, следующим образом: «ЛДПР, «Патриоты России», «Гражданская платформа» (ГП) – с ними будем стараться договариваться, где получится».
В рядах «Коммунистов России» (КР), которых «Родина» среди потенциальных собеседников не упомянула, тем не менее считают, что как раз с ней есть возможность «союза по одномандатным округам».
Зампред партии Илья Ульянов сказал «НГ», что хотя никаких объединений «Коммунисты России» не планируют, но готовность к переговорам есть: «С какой-то партией левых взглядов возможны договоренности по округам, если, конечно, у нее будет сильный кандидат – мы бы сняли своего по одному округу, в пользу их, а они уже по другому – в пользу нашего». Другие представители партии намекают даже на возможность распределения округов с КПРФ, которая, впрочем, считает КР скорее даже не конкурентом, а врагом.
Журавлев, кстати, тоже считает конкурентами «Родины» именно парламентские партии. А вот те же «Патриоты России», указывая на свою левопатриотическую идеологию консервативного толка, называют в числе соперников саму «Родину» – и все тех же «Коммунистов России». Как сказала «НГ» зампред партии Надежда Корнеева: «Мы друг другу мешаем, участвуя в выборах в одних и тех же регионах, но если у нас есть свои серьезные кандидаты, какие могут быть пакты о ненападении?!» И все же она уверена, что в некоторых случаях партии могут начать договариваться. Например, если у одной политструктуры серьезных кандидатов нет, а у кого-то – есть: «У нас такое было: когда в Рязани партию «Родину» сняли, она поддержала нас».
Глава «Правого дела» Вячеслав Маратканов не исключил создания широкой бизнес-партии. Фото с сайта www.pravoedelo.ru |
В «Гражданской платформе», переговоры с которой анонсировал Журавлев, информацию о контактах опровергли. В пресс-службе партии «НГ» сообщили: «О неком «клубе конкурентов» нам ничего не известно. В целом мы готовы вести переговоры с рядом непарламентских партий. Но непонятно, зачем нам взаимодействовать с «Родиной». То есть хотя последняя, как и ГП, относится к партиям «крымского консенсуса», но обе эти политструктуры сильно разъединены в первую очередь экономическими программами.
Таким образом, левопатриоты находятся сейчас как бы в режиме ожидания. Они не исключают контактов, переговоров и технологических союзов, даже их анонсируют – но не торопятся реализовывать намеченное. Оно и понятно – ведь архитекторы грядущих выборов из кремлевской администрации еще не до конца определились с набором их участников.
Тут есть два любопытных момента. «Патриоты» и родинцы идеологически, программно и стилистически дублируют и друг друга (а заодно и «Коммунистов России»), и тех же КПРФ, ЛДПР и «Справедливую Россию». С учетом того, что последние три партии в ГД обязательно попадут, такая концентрация левых державников и популистов в нижней палате парламента будет очевидным перебором. Но также очевидно, что на фоне большой популярности патриотической риторики трудно будет объяснить, почему же ни одна из малых партий туда не попала. И вот тогда на помощь Кремлю приходят одномандатные округа, через которые эти небольшие структуры и смогут пройти в ГД. Более того, именно от этих партий будут баллотироваться представители Общероссийского народного фронта (ОНФ). Показательно, что Журавлев и Корнеева, можно сказать, одновременно упомянули и об этой общественной организации, и о своей твердой приверженности ее линии.
Правый фланг партийного поля сегодня демонстрирует большую динамику и пластичность. Их задают два драйвера последнего времени – во-первых, новость о возможном создании партии предпринимателей под рукой бизнес-омбудсмена Бориса Титова и, во-вторых, гипотетически возможный союз «Яблока» и ПАРНАСа. Причем наиболее вероятным с точки зрения реализации выглядит именно первый пункт. Это подтверждается сменой настроений среди партий правого толка.
Например, лидер «Правого дела» Вячеслав Маратканов подтвердил вчера «НГ», что его партия тоже принимала участие в заседаниях «клуба конкурентов», но отметил, что «вряд ли левые и правые партии могут объединиться в союзы на выборах, у нас разная политическая платформа и взгляды на пути развития страны». Однако предложение «Родины» о разделе одномандатных округов он счел приемлемым и анонсировал переговоры и с ней, и с другими малыми партиями, назвав это не политическим, а технологическим моментом. И все же верных союзников среди них он пока не видит, заметив, что «партии все какие-то неживые на нашем фланге».
Видимо, сеанс некромантии – то есть управления мертвецами – можно организовать лишь при участии Титова. И действительно, Маратканов сообщил, что сейчас обсуждается в том числе «создание широкой бизнес-партии на базе «Правого дела». Рассматриваем разные варианты, например, институт сопредседательства во главе с Титовым и со мной». Напомним, что еще на прошлой неделе «Правое дело» заявляло, что ничего подобного не происходит.
Насколько широкой может выйти такая партия, пока неизвестно. Однако разговоры о расчистке правого фланга для более комфортного существования консолидированных партактивов под Титова не утихают. И небольшие партии, естественно, пытаются «продать» себя повыгоднее – в заявлении лидера «Правого дела», скажем, читается намек на то, что это они сначала создадут политбазу для участия бизнеса в выборах, а вот уже затем и пригласят туда Титова. Впрочем, стоит отметить, что тут важно надувать щеки не позднее определенного момента. Ведь если в Кремле все-таки будет принято принципиальное решение о создании правой партии во главе с Титовым, то неминуемым следствием этого станет быстрое слияние всех ресурсов с неизбежным вытеснением тех, кто такому решению воспротивится.