Служба судебных приставов не является силовой только формально. Фото с сайта www.fssprus.ru
Минюст сообщил, что работа по превращению Федеральной службы судебных приставов (ФССП) в правоохранительное ведомство продлится и в 2016 году. Планировалось, что с его начала сотрудники ФССП перестанут быть гражданскими госслужащими. Но приставов остановил Минфин, отказавшийся дать денег на увеличение штата. А оно неизбежно в случае получения ФССП права на оперативно-разыскную деятельность (ОРД), конвоирование подсудимых и физическую защиту судей и свидетелей.
О корректировке планов по превращению ФССП в формально силовую структуру можно прочитать в переработанной Минюстом госпрограмме «Юстиция».
Ее проект размещен на официальном правительственном интернет-портале по обсуждению нормативных актов. Госпрограмма подверглась существенным изменениям как из-за сложностей согласования ее показателей между различными госорганами, так и, конечно, вследствие сокращения бюджетных ресурсов.
Таким образом, на предстоящий год в целях повышения эффективности исполнения судебных актов ведомство Александра Коновалова ставит перед собой две ключевые задачи. Одна, правда, является узкоспециализированной – государство решило более жестко собирать алименты с соответствующих должников. А вот вторая сформулирована так: будет приниматься федеральный закон о службе в ФССП и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленные на повышение уровня материальных и социальных гарантий судебных приставов.
Напомним, что в действующем законе о видах госслужбы уже несколько лет нет указания на особую правоохранительную службу, хотя гражданская и военная в качестве отдельных видов упомянуты. Приняты в отношении них и специальные законы. А вот согласовать его для всех правоохранителей и спецслужбистов в свое время так и не удалось, слишком разные интересы они лоббировали. В результате было решено, что будут некие «иные» виды госслужбы, каждый из которых будет регулироваться спецзаконом. Их уже получили ФСБ, МВД, Госнаркоконтроль и ряд других ведомств, а для МИДа было введено понятие совсем уже отдельной дипломатической службы.
Точно такой же, как и другим силовикам, закон Минюст планирует и для ФССП, указывая при этом, в частности, на то, что только после отнесения службы судебных приставов к категории «иные», возможно «решение вопроса совершенствования судебного контроля за исполнительным производством». Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов считает, что эта фраза выглядит достаточно странной. «Если суд выносит какое-то решение, требующее исполнительских действий, то приставы приступают к ним автоматически, а суд, естественно, держит их под полным контролем, по крайней мере так прописано в законодательстве», – подчеркнул депутат. Конечно, отметил он, на практике бывает по-всякому, но уж точно от статуса судебных приставов – гражданские они чиновники или силовые – эффективность этой стороны их деятельности зависеть не может.
Стоит отметить, что в откорректированном варианте госпрограммы «Юстиция» можно увидеть и такое заявление Минюста – дескать, наделение ФССП правом проведения оперативно-разыскных мероприятий также откладывается из-за того, что эта служба еще не получила статуса правоохранительной. Горовцов сообщил «НГ», что как-то на одном из заседаний своего комитета он спросил главу ФССП Артура Парфенчикова, зачем его структуре нужно право на ОРД, мол, есть у вас возможность проведения дознания, вот им и пользуйтесь. Главный судебный пристав сразу же ответил, что ОРД нужна исключительно для повышения эффективности работы его подчиненных.
Однако Горовцов считает, что все дело в практически автоматическом увеличении штатной численности, а значит, и бюджетных расходов в том случае, когда какое-то ведомство значительно расширяет свои функции и полномочия. По его мнению, все предложения Минюста на это и направлены, а привести они должны к тому, что «у этого госоргана наконец появится своя силовая структура, которую там уже давно хотели бы иметь».
Косвенное подтверждение таким догадкам, между прочим, можно найти и в материалах, представленных самим Минюстом. Там, например, говорится, что уже прорабатывался вопрос о закреплении за ФССП функции по обеспечению охраны задержанных, подозреваемых и обвиняемых, доставленных в здание суда для проведения процессуальных действий, осуществления пропускного режима в судах, обеспечения физической защиты судей и участников судебных процессов. Однако, как выяснилось, «предложение не поддержано Минфином, так как изменение повлечет увеличение штатной численности судебных приставов и соответственно дополнительную потребность в бюджетных ассигнованиях».
Впрочем, когда бюджетные сложности останутся позади, Минюст, конечно, обязательно вспомнит о пункте 1 перечня поручений президента РФ от 27 мая 2014 года № Пр-1189, где как раз и указано, что ФССП больше не должна быть гражданским ведомством.