Многофункциональный миграционный центр в Москве претензий у правозащитников не вызывает. Фото с сайта www.mc.mos.ru
Количество гастарбайтеров в России сокращается, но пока, похоже, это не более чем временный спад. В президентском Совете по правам человека (СПЧ) в феврале планируют обсудить с представителями Федеральной миграционной службы (ФМС) проблемы с легализацией иностранцев. По мнению правозащитников, объем нелегальной миграции напрямую зависит от неповоротливости бюрократической системы.
По данным ФМС, в 2015 году общее количество иностранцев в РФ сократилось на 10%. Кризис вынуждает постепенно покидать российский рынок труда в том числе и мигрантов из Средней Азии. Сейчас в стране находится около 862 тыс. таджиков – это на 3,8% меньше в сравнении с началом предыдущего месяца.
Количество выходцев из Узбекистана за аналогичный период сократилось на 4,1% – сейчас их около 1,8 млн.
Однако с начала года на 2% увеличилось число граждан Киргизии, что, очевидно, связано с ее вхождением в Евразийский экономический союз. Сейчас работников из Киргизии в России насчитывается около 554 тыс. Впрочем, власти, похоже, все-таки считают отток приезжих сезонным, допуская, что к лету их количество может снова вырасти. Так, в начале года глава ФМС Константин Ромодановский заявил, что, несмотря на кризисные проявления в экономике, Россия по-прежнему привлекательна для трудовых мигрантов. По его мнению, введение патентной системы не только упростило жизнь иностранцев в РФ, но и способствовало снижению числа совершаемых ими правонарушений.
Между тем в СПЧ, очевидно, не особо доверяют статистике от миграционной службы. По словам главы комиссии Совета по миграционной политике Евгения Боброва, приезжие не покидают страну, а уходят в так называемую серую зону. Связано это, по его словам, с проволочками в деятельности нашей бюрократической системы. По его словам, у каждого, кто приезжает в Россию, есть два пути: либо попытаться встать на миграционный учет и затем оформить весьма дорогостоящий патент, либо сэкономить время и деньги, но уйти в тень. Эксперт сообщил «НГ», что в начале февраля правозащитники инициировали заседание Совета с участием представителей ФМС и других ведомств.
У самого Боброва есть претензии к работе прежде всего низовых подразделений ФМС – речь идет о выдаче документов иностранцам: «Сложилась такая ситуация, что мигранты просто не могут легализоваться в России. С этой процедурой возникает много хлопот и проблем. Бесчисленные очереди, при этом за день подразделения принимают всего несколько человек, непонятные требования к оформлению, чиновничий произвол, который не контролируется центральным аппаратом». Сейчас правозащитник готовит документ с предложениями по реорганизации работы этих структур.
Есть, однако, и положительные примеры проведения миграционной политики. Так, в Москве вчера был вручен 450-тысячный с начала года патент иностранному работнику – гражданину Молдовы Петру Токарчуку. Сам он отметил, что документы в многофункциональном миграционном центре (ММЦ) готовятся быстро, приехать ему пришлось только пару раз. В целом же за год работы в режиме одного окна ММЦ принял от иностранцев более 476 тыс. заявлений на выдачу патента.
У представителей общественных организаций есть и другие вопросы к федеральным чиновникам. Их основная претензия к процедуре адаптации приезжих. По словам члена Общественной палаты (ОП) и Общественного совета при ФМС Владимира Шапошникова, обучение, а затем и тестирование иностранцев на знание русского языка, нашей истории и законов требуют законодательного дополнения. Например, по его мнению, необходимо введение единого стандарта обучения для приезжих по всей России, потому что «сегодня региональные власти сами определяют программу, что, разумеется, создает почву для коррупции».
Есть сложности, утверждает Шапошников, и с обучением детей иностранцев – как правило, они начинаются со школьного возраста, поскольку детские сады отказываются их принимать: «В результате дети приходят в первый класс, не зная русского языка. Нужно обязать дошкольные учреждения принимать детей мигрантов и разработать для воспитателей специальную программу по их начальной адаптации в российском обществе».
Кроме того, как рассказал Шапошников «НГ», в этом году в России может появиться отдельный координационный Совет при ФМС, оказывающий помощь осужденным соотечественникам за рубежом. По словам общественника, на сегодняшний день таких уже десятки тысяч. Однако российские власти почти не принимают участия в их судьбе, а российским адвокатам доступа к судебным процессам за рубежом нет. «В результате россияне оказываются без поддержки, хотя во многих случаях обвинения против них довольно сомнительны. Новый совет будет работать с посольствами, адвокатами, властями других стран», – пояснил Шапошников. Он сообщил, что в МВД уже направлен запрос с просьбой предоставить информацию по текущим уголовным и административным делам россиян, находящихся за рубежом.