Тяга приезжих к русскому языку во многом объясняется требованиями миграционного законодательства. Фото РИА Новости
Главным препятствием для обучения в российских школах детей трудовых мигрантов, как утверждают правозащитники, является институт регистрации. Они настаивают на расширении образовательных возможностей для приезжих. Другие эксперты указывают на опасность ситуации, когда, например, в некоторых московских школах классы переполнены детьми, плохо владеющими русским языком.
Ситуация с обучением детей мигрантов в российских школах более чем удручающая, убежден член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Владимир Шапошников. По его словам, количество тех из них, кто не охвачен системой образования, постоянно растет. Об этом говорит и статистика, утверждает он. Например, в Москве около миллиона мигрантов, 5% из которых – несовершеннолетние. При этом в столичных школах учится около 25 тыс. приезжих. То есть примерно столько же в них не учится. Чаще всего между детьми и образованием встает институт регистрации, заявил эксперт.
Впрочем, по данным столичного Департамента образования, ситуация с обучением мигрантов в Москве более чем благополучная – изучение русского языка идет усиленными темпами, в школах ведется активная профилактика ксенофобии. Шапошников подтвердил, что после череды происшествий проблему с отчислением из школ детей мигрантов, не имеющих регистрации, власти сумели решить. Однако в целом по России она актуальна по сей день. «Там ограниченное количество учебных мест, единственный выход – открывать новые, но региональные бюджеты этого осилить не могут», – пояснил Шапошников.
Проблема пока никуда не исчезает, сказала «НГ» заведующая сектором диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева. Например, в преддверии этого учебного года сотрудники ФМС нагрянули с проверкой в российские школы, «после чего те принялись активно избавляться от «понаехавших». Однако о многих таких случаях пострадавшие просто умалчивают: «Родителей вызывают в школу и просят написать заявление об отчислении по собственному желанию. В этом случае и к школе нет претензий, и ребенок получает необходимые документы и хорошие отзывы». Эксперт настаивает, что термин «регистрация» вообще нужно убрать из процедуры, касающейся обучения детей. Ситуацию «НГ» подтвердила представитель посольства Республики Кыргызстан Асель Юсупова: «В нескольких регионах мы столкнулись со случаями отказа от устройства в школу по временной регистрации. Мы предприняли разбирательства, на это отреагировали, директоров школ якобы наказали, но детей обратно в школу так и не взяли».
Эксперты отмечают низкий уровень владения русским языком среди детей-мигрантов и их неспособность воспринимать образовательную программу. Член экспертного совета Общественной палаты Москвы Татьяна Дмитриева пожаловалась, что при этом сокращаются специализированные школы, где русский преподают как иностранный. Раньше их было 12, осталось пять. «Выходит, что из 20 тыс. с лишним детей мигрантов там обучается русскому языку только 150 человек».
Еще одна проблема – неравномерное распределение иностранных учеников по московским школам. Например, в Восточном, Юго-Восточном и Южном округах столицы, то есть там, где недорогая аренда жилья, зачастую наблюдается 30–60% детей мигрантов от общего количества в классе, что затрудняет учебный процесс и иногда провоцирует межнациональную напряженность, считает начальник отделения содействия интеграции и адаптации мигрантов УФМС Москвы Татьяна Дмитриева.
По информации «НГ», уже в ближайшее время будет создана рабочая группа из представителей федеральных органов, общественных организаций и правозащитников, которая возьмется решить все вышеуказанные проблемы. Но сначала появится «дорожная карта», «которая учитывала бы интересы как мигрантов, так и жителей Москвы». Также будут созданы программа повышения квалификации педагогов, работающих с детьми приезжих, и учебно-методический совет по анализу образовательных программ. По словам Шапошникова, адаптацию детей мигрантов необходимо начинать как можно с более юного возраста: «Сегодня мигрантам нереально попасть в детсады. Поэтому еще одна важная задача – законодательно закрепить за ними это право. И разработать для них спецпрограмму дошкольного образования».
Однако бывший замдиректора ФМС, президент фонда «Миграция. XXI век» Вячеслав Поставнин считает, что власти вовсе не заинтересованы в образовании приезжих. «Приняли закон, что нужно сдавать экзамен по русскому языку, и какие результаты? Недавно была озвучена статистика, что его прошли около 2 млн приезжих, а в стране их больше 10», – отметил он.