Доброе отношение к заключенным администрация колонии может организовать в любой момент. Фото с сайта www.fsin.su
Правозащитниками разработан свод норм, изучение которых повысит осведомленность сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) о собственных должностных обязанностях. Как выяснилось, хотя при поступлении на службу тюремщики и обязуются соблюдать, например, нормы международных договоров, но на самом деле они их не знают. После обучения предлагается проводить тестирование – и не прошедших его увольнять.
Все эти меры необходимы в нынешних условиях «неприкрытого насилия в СИЗО и тюрьмах», говорится в совместном обращении правозащитников на имя главы ФСИН Геннадия Корниенко. На сегодняшний день, сетуют его авторы, проблемы в местах принудительного содержания по-прежнему решаются силовым путем. Десятки колоний превратились в пыточные зоны, а тюремщики продолжают извлекать выгоду из права на улучшение режима для осужденных или их досрочного освобождения, утверждают правозащитники.
Они убеждены, что такое поведение работников пенитенциарной системы связано с недостатком знаний о своих обязанностях и полномочиях. В том числе предусмотренных и нормами международных договоров, подписанных Россией. Речь идет о Декларации прав человека и Декларации о защите лиц от насилия и других жестоких видов наказания.
На самом деле ситуация здесь складывается удивительная, сказал «НГ» правозащитник Антон Дроздов: «К нам регулярно обращаются за помощью бывшие сотрудники ФСИН, ныне – осужденные. Многие из них утверждают, что об обязанности соблюдать требования деклараций ООН они узнали только при оглашении приговора». Он привел в пример дело экс-сотрудников ИК-13 по Саратовской области, осужденных за смерть заключенного. В приговоре суд указал на «умышленное игнорирование общепризнанных норм международных договоров», однако осужденные утверждали, что впервые о них слышат.
По словам Дроздова, люди ставят подписи при найме на работу в это ведомство, но «никто из них не читал ни разу такие важные и основополагающие правозащитные документы». «Мы внимательно изучили десятки дел в отношении теперь уже бывших сотрудников ФСИН и выявили такую тенденцию – суды действительно нередко указывают на обязательность осведомленности тюремщиков о необходимости соблюдать требования международных договоров, – подтвердил основатель соцсети gulagu.net Владимир Осечкин. – Однако ни один из осужденных сотрудников не имел ни малейшего представления о конкретном содержании данных норм».
По мнению авторов обращения к руководству ФСИН, со служащими уголовно-исполнительной системы (УИС) должна проводиться серьезная воспитательная работа. Им, в частности, предлагается показывать тюремщикам фрагменты интервью с бывшими сотрудниками ФСИН, «которые будут готовы в рамках своей ресоциализации и искреннего раскаяния рассказать о причинах совершения ими преступлений». Член Общественной наблюдательной комиссии Подмосковья Алексей Павлюченков, который занимается съемками таких роликов, рассказал «НГ»: «То, что мы показываем, для многих оказывается неожиданностью, надеемся, что наши ролики оказывают на них воспитательное воздействие».
Если задумка общественников массово отправить тюремщиков на перевоспитание найдет отклик в ведомстве, то систему ФСИН могут поразить серьезные кадровые перестановки. Ведь одна из идей правозащитников заключается в следующем – после учебы обязательно устраивать личному составу опросы и экзамены, в случае провала которых «принимать меры вплоть до увольнения такого сотрудника и строгого дисциплинарного взыскания в отношении его непосредственного начальника».