Политические заявления Михаила Ходорковского перебивались сетевыми помехами. Кадр из видеотрансляции общественного движения «Открытая Россия»
Михаил Ходорковский вчера заявил, что курс, проводимый нынешней властью, неизбежно приведет страну к революции. По его прогнозам, финансовой прочности режиму хватит до 2017 года. Источники «НГ» в «Открытой России» утверждают, что таким образом «негласный договор о ненападении» между Кремлем и экс-главой ЮКОСа расторгнут.
Свои заявления Михаил Ходорковский, который сейчас находится в Европе, сделал через день после повестки о вызове на допрос по делу об убийстве экс-мэра Нефтеюганска Юрия Петухова, которая пришла его отцу. Связь с политэмигрантом постоянно прерывалась, однако журналисты отметили, что Ходорковский выглядел как никогда жестким и даже обозленным.
Экс-глава ЮКОСа подчеркнул, что попытка привлечь его по уголовному делу об убийстве носит подчеркнуто политический характер. По его словам, все последние события, которые развернулись вокруг Кремля, свидетельствуют о том, что в стране происходит нечто похожее на вялотекущий госпереворот.
Публикация компромата на генпрокурора Юрия Чайку, скандал с псковским губернатором Андреем Турчаком, подозреваемым в заказе избиения журналиста Олега Кашина, убийство Бориса Немцова, нити которого вроде бы тянутся к главе Чечни, – все это, по его мнению, свидетельство того, что Кремль не контролирует ситуацию, в том числе потому, что окружение президента пронизано коррупцией.
Ходорковский заявил, что власть лишила граждан возможности сменить руководство страны конституционным путем – и это неизбежно приведет к революции. «Революция – это хорошее слово… Я не знаю, когда она произойдет и кто ее возглавит, такие процессы обычно начинаются спонтанно… – сказал Ходорковский. – Вопрос в том, как ее сделать мирной, к чему я лично намерен приложить все усилия. Важно сразу вернуть Россию в правовое поле». По мнению оппозиционера, финансовых резервов для стабилизации ситуации в условиях снижающихся цен на нефть и санкций властям хватит до 2017 года: «Если отменят санкции, то еще на пару лет дольше. Если нет, проблемы начнутся в 2018-м».
Нынешнее руководство России Ходорковский назвал нелегитимным и принимающим нелегитимные законы: «После революции я сделаю все от меня зависящее, чтобы Владимир Путин и его окружение предстали перед независимым судом».
Возможность личного участия в новых следственных действиях против него Ходорковский отверг, не исключив возможность запроса политубежища в Европе: «Я не собираюсь участвовать в этом заранее инспирированном шоу. Что касается политубежища, то я рассматриваю разные возможности и, если я решу сообщить о них публично, дам вам знать». При этом экс-глава ЮКОСа явно понимает, что, поскольку сам он для российских силовиков недоступен, давление может оказываться на его отца, живущего в Подмосковье, и сотрудников «Открытой России». «Отец у меня самостоятельный человек, и решение, где он хочет находиться и чем заниматься, он принимает сам», – отметил Ходорковский.
Источники «НГ», близкие к Ходорковскому, уверены, что экс-глава ЮКОСа пошел ва-банк, прекратив тем самым негласный пакт о ненападении, который был заключен между ним и Кремлем перед его выходом на свободу. Он заключался в отказе от нового уголовного преследования в обмен на эмиграцию и неучастие в политической жизни России. Ходорковский, кстати, и вчера подчеркнул, что участвовать в избирательной кампании он не будет никоим образом. Возглавляемая же им «Открытая Россия» занимается лишь наблюдением на выборах. Однако даже такого – косвенного – выхода на политику власти, похоже, хватило для того, чтобы начать против Ходорковского новые гонения, на которые он все-таки решился ответить максимально резко.