0
2397
Газета Политика Интернет-версия

08.12.2015 00:01:00

Послание-2015: вместе мы сильнее

Константин Симонов

Об авторе: Константин Васильевич Симонов – заведующий кафедрой «Прикладная политология» Финансового университета при правительстве РФ.

Тэги: россия, президент, владимир путин, послание, экономика, внешняя политика


россия, президент, владимир путин, послание, экономика, внешняя политика Фото Reuters

Послание 2015 года было и обычным, и необычным. Необычным было его начало – минута молчания, благодарность Российской армии. В данном случае под необычностью я имею в виду, конечно, не неожиданность, а непохожесть на предыдущие. Но ведь и год необычный, непохожий на другие. Россия столкнулась и с беспрецедентным давлением Запада, и с необходимостью вступить в вооруженную борьбу с ИГ в Сирии, после чего вместо партнерства получила удар в спину от члена НАТО – Турции. Так что понятно, что президент начал с внешней политики. Ключевой посыл ясен: победить такое изощренное зло, как ИГ, можно только вместе.

Предложение о коалиции остается в силе. Однако Запад слишком одержим странной идеей России как главного зла на планете. И никак не может разобраться, кто же его мнимые враги, а кто – настоящие. Мне лично сложно понять, сколько еще терактов должны совершить исламские боевики в Европе, чтобы она осознала необходимость совместных действий с РФ. Которая реально воюет с ИГ, в том числе лишая ее финансовой базы при бомбардировке нефтяных караванов. Почему США несколько лет отказывались это делать, вроде бы борясь с ИГ, – осознать затруднительно.

Интересно, кстати, что европейские лидеры словно воды в рот набрали относительно действий Турции, косвенно признавая тем самым ее неправоту. Да и свою тоже. Ведь европейских граждан убивают у них дома, президент Франции говорит об объявленной войне – но коалицию с Россией никто не формирует, с ликвидацией каналов финансирования ИГ никто не борется, пытаясь подменить проблему ИГ вопросом о будущем Башара Асада.

Борьбу с террористами мы, конечно, продолжим, но вопрос доверия нашим западным партнерам остается. Вместо возврата к наращивающемуся сотрудничеству из России продолжают лепить что-то вроде «империи зла». При этом образ полностью изолированной России создать очень сложно – хотя бы потому, что Владимир Путин активно встречается с руководителями других стран и регулярно принимает участие в знаковых мероприятиях вроде саммита G20 или климатического саммита в Париже.

Складывающаяся ситуация стимулирует нас расширять партнерство с государствами других регионов. Не закрывая дверь европейцам – но ведь и вечно быть заложниками их двойственности, непоследовательности и нерациональности мы не можем.

Одна из альтернатив очевидна и давно обсуждается. Это Азия. Не случайно Владимир Путин предложил сформировать экономическое партнерство стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. Мы возвращаемся к теме большой азиатской сборки, расширению кооперации с Китаем, Индией, другими странами этого региона. Мы знаем, что экономический рост переместился в Азию, что там динамично растут и промпроизводство, и потребление энергоносителей. Развиваются логистические маршруты, в которых могла бы принять участия Россия.

Мы также видим очевидный рост конкуренции за Азию, что стало еще более очевидным после подписания соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. Собственно, об этом говорил Путин еще в своем выступлении в ООН, когда он отмечал тайные экономические союзы. США создают в регионе систему экономической изоляции Китая, чем мы должны воспользоваться. Доминирование США устраивает далеко не всех – это означает, что экономические блоки с одним бенефициаром обречены на сопротивление. Что дает возможности для «выстреливания» альтернатив.

Важный и сильный месседж внешнего блока Послания касается Турции: «помидорами не отделаетесь». Просто так дергать тигра за усы не получится. При этом Россия воздерживается от резких решений, которые идут вразрез с нашими контрактными обязательствами. Скажем, не перекрываем текущие поставки газа. И правильно делаем: ведь это может быть использовано для дискредитации нас как надежного поставщика газа в ЕС и создания нерыночных преимуществ для поставок – например, американского СПГ на европейский рынок (что является, кстати, дополнительным мотивом этой игры против нас). Известно, что больше всего пугает не сила наказания, а его неотвратимость.

Наши оппоненты должны понимать, что наказание за пакости обязательно будет, и наказание серьезное – даже если мы на следующий день и не нанесли ответный военный удар, как этого требовали слишком горячие головы.

При этом Россия, несмотря на рисуемый образ, в реальности следует и нормам международного права, и выполняет свои коммерческие договорные обязательства. Она поступает как сильная цивилизованная страна, и это, кстати, не только вопрос нашего внешнего позиционирования, но и внутреннего самоуважения. Мы поступаем правильно, как велит нам наше представление о великой стране, о порядочности и о наших принципах. Причем это не только представление Путина, но и подавляющего большинства населения России. Это как категорический императив Канта: во внешней политике мы поступаем так, как велит нам наше представление о справедливости.

В вопросах внешней политики консолидация общества очевидна, а для некоторых даже удивительна. Даже яростные оппоненты президента, пусть им это и неприятно, все же вынуждены признать этот факт. Безусловно, это дает возможность для более комфортной реализации внутриполитического курса. Политику Путина поддерживает не только «Единая Россия», но и думские оппозиционные партии, да и многие непарламентские партии тоже. Это большое доверие и большая ответственность – но консолидация необходима на фоне внешней угрозы. Это понимает и Путин, совершенно не случайно закончив Послание цитатой из Менделеева о единстве.

Сплоченность не означает единомыслия и стерилизации политической борьбы. Выборы есть выборы – а в следующем году нам предстоит сформировать новый состав нижней палаты нашего парламента. Выборы – всегда борьба, но она не должна разрушать саму политическую систему. Слова про то, что все политические силы должны думать о России, становятся не такими уж и банальными с учетом внешнеполитического контекста.

При этом к выборам все готово. Правила игры понятны, мажоритарные округа сформированы, известны и первые участники выборов по спискам (причем их уже немало), которым не нужно будет собрать подписи и которые точно будут в бюллетене.  Они уже могут формировать свою команду и писать программу. Государство как менеджер, организатор избирательной кампании свою функцию выполнило весьма эффективно. Правила известны, рамки очерчены. Партии и кандидаты приглашаются к борьбе. Борьбе за голоса избирателя, но не против государства.

А теперь про обычность Послания. Если бы президент целиком посвятил его внешней политике, его бы поняли. Это тема номер один, без нее невозможны ответы и на другие вопросы, включая экономику. Однако проблемы внешней политикой не ограничиваются, и Путин разумно избежал этого соблазна. Страна видит президента, который занимается не только внешнеполитическими вопросами (хотя их значимость колоссальна), но и контролирует ситуацию на внутреннем фронте. Где главный вопрос – экономика и социальная сфера. В этом и есть его обычность – традиционно не забыты все ключевые темы, есть большое количество конкретных предложений. Ясен сигнал и правительству с депутатским корпусом: непростая внешняя обстановка – не повод забывать об экономике. Даже наоборот. Хотя бы потому, что слабая экономика – подарок нашим внешним оппонентам.

Споры экономистов относительно наиболее успешной модели экономического роста идут давно. Иногда кажется, что перед нами стоит задача, за решение которой дадут не менее 10 нобелевских премий. Между тем рецепт экономического роста не так и сложен. Нужно просто собрать разумные идеи разных лагерей, ответственнее подходить к имеющимся ресурсам и выполнить те вещи, которые намечены. Деньги зачастую просто лежат у нас под ногами.

Начиная с 2000 года в России наблюдался резкий рост располагаемых доходов населения. Это в том числе сформировало завышенные ожидания от действий властей. Сейчас происходит ухудшение ситуации, но это пока не создает критических угроз. Вопрос, как все будет развиваться в среднесрочной перспективе. Нужны своевременные и оперативные шаги по минимизации угроз.

Цель простая – консолидация всех здравых идей. Это, кстати, к тому же вопросу о единстве. В экономической политике оно на самом деле тоже должно быть. Два лагеря – институционалисты и кейнсианцы – продолжают ненавидеть друг друга и предлагают едва ли не уничтожить оппонентов. Тут никакой консолидацией и не пахнет. Да и некоторые политические партии продвигают мысль: по внешней политике не спорим, а по экономике лупим друг друга и правительство. В реальности интеллектуальная консолидация вполне возможна и в экономических вопросах – надо только отказаться от крайностей.

Попробуем рассмотреть Послание именно с этой точки зрения. Есть ли в нем пункты из программы институционалистов? Конечно. Бизнесу обещаны гарантии прав собственности, декриминализации экономических статей Уголовного кодекса, стабильность налогового режима, ликвидация избыточных административных функций властных структур.

Обойдены ли кейнсианцы? Тоже нет. Путин говорит о необходимости адресной поддержки ряда приоритетных отраслей, оказавшихся в проблемной ситуации: строительство, автомобилестроение, легкая промышленность, железнодорожное машиностроение. Фонд развития промышленности будет докапитализирован на 20 млрд руб., реформа институтов развития будет продолжена.

Нам нужно задействовать все ресурсы. Государство, конечно, должно поддержать прорывные отрасли. Но и без частного бизнеса экономический рост невозможен. Бизнесу проявлять себя – я знаю, что во многих регионах большое внимание уделяют технопаркам, но не могут даже найти резидентов, хотя и создают им особые условия. Все же под лежачий камень вода не течет, надо разрушать сформированный стереотип о том, что в России нельзя делать бизнес.

Импортозамещение – довольно очевидная вещь. Так называемые антисанкции и девальвация рубля создают прекрасные условия для этого. И первые успехи уже видны. По данным Росстата, в январе–октябре 2015 года производство фармацевтической продукции выросло у нас на 11,9%, тканей – на 13%, основных химически веществ – на 3,7%, станков – на 6,8%. Да, пока это лишь фрагменты, но все же важные. Рост идет в тех сегментах, которые еще недавно считались безнадежно подсаженными на импорт, – вроде лекарств или станков.

Есть успехи в сельском хозяйстве, которому большое место было отведено в Послании. Впечатляющая цифра из выступления президента: в прошлом году российский экспорт сельхозпродукции составил почти 20 млрд долл. Но нельзя на этом останавливаться. Ну не смешно ли, что только в Турции за первые три квартала текущего года мы закупили томатов почти на 300 млн долл.?! Нужно использовать большую емкость внутреннего рынка, однако сочетать импортозамещение с развитием экспорта.

Вывод продукции на внешние рынки – важнейшая задача. Многие экономисты утверждают, что в последнее время гораздо быстрее росли экономики, ориентированные не на внутренний рынок, а на экстенсивное развитие экспорта. Нам, конечно, стоит сделать и то и другое.

Еще один важный момент: как в условиях пусть и временного, но все же сокращения поступлений в бюджет сделать так, чтобы перезапуск экономического роста не привел к экономии на социальных расходах? Путь здесь также ясен – рост эффективности. Президент подчеркнул, что итоговый дефицит федерального бюджета 2016 года не должен превысить 3%. Это жесткое требование – Путин специально подчеркнул данную цифру. Но у страны есть приоритеты в социальной сфере, и их нельзя игнорировать. Это и продление программы материнского капитала минимум на два года, и решение проблемы детских садов, и выделение только в следующем году 50 млрд руб. на реконструкцию и строительство новых школ, и продолжение расширения доступа граждан к высокотехнологичной медицинской помощи. Нужно грамотно использовать имеющие финансовые ресурсы и верно выбирать приоритеты – тогда и задачи социальной сферы не покажутся какими-то недостижимыми.

Вообще надо отметить, что у нас есть все компоненты для успешного развития. Доверие населения к власти, что позволяет реализовывать выбранный политический и экономический курс. Природные ресурсы – причем не только нефть, газ и другие ископаемые, находящиеся в земле, но и сама земля. Емкий внутренний рынок. Недозагруженные производственные мощности вкупе с образованным населением. Все это позволяет нам не только решить проблему перезапуска экономического роста, но и успешно противостоять вешнему давлению, не отказываясь от своего понимания справедливости в мировой политике. Вряд ли серьезные политические силы внутри страны будут выступать против самоуважения, приумножения богатства, эффективности и социальной ответственности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
801
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
936
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1309
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1048

Другие новости