Фото Reuters
Вчера стало известно, что Комитет протестных действий (КПД) все же собирается провести 12 декабря Марш перемен, несмотря на то, что демократические партии сомневаются в его пользе. Кстати, в тот же день «Яблоко» собирается выйти на улицу отдельно – в защиту российской Конституции. Таким образом, понятно, что очередной общеоппозиционной акции скорее всего опять не будет.
Заявку на марш (см. «НГ» от 02.11.15) организаторы планируют подать 1 декабря. Среди них журналист Александр Подрабинек, публицисты Андрей Пионтковский и Игорь Яковенко, юрист Елена Лукьянова, лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. Всего организаторы заявляют 30 тыс. человек, планируется шествие от Пушкинской площади до проспекта Сахарова и митинг на нем.
По словам члена КПД Сергея Шарова-Делоне, «среди заявителей акции партий не будет, поскольку те готовятся к выборам, у них своя повестка, но отдельные люди из ПАРНАСа и «Яблока» будут помогать нам в организации». При этом он отметил, что организаторы будут настаивать только на центре Москвы, пусть и по альтернативному маршруту. Основной лозунг акции: стране нужны радикальные перемены во всех сферах, прежде всего в политике. «Нужна свобода и демократия, отделение бизнеса от государства, приоритеты здравоохранению и образованию, а не военной сфере и т.д. Главным выводом акции будет констатация необходимости смены власти, потому что она не способна к переменам», – пояснил Шаров-Делоне.
Зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин сообщил «НГ», что если эта акция будет согласована, то члены партии будут участвовать. А не поддержал ПАРНАС акцию потому, что считает: такие мероприятия требуют серьезной подготовки. «Хотя там правильные лозунги, но не понятно, какой будет следующий шаг, каков дальнейший план действий оппозиции. До этого проводить акцию бессмысленно», – подчеркнул он. Мерзликин рассказал, что ПАРНАС будет организовывать митинги, но только после серьезной информационной кампании и с прицелом на выборы в Госдуму, чтобы всем этим показать, что у оппозиции есть серьезная программа действий. «Выборы – это шанс, чтобы решить политические и экономические проблемы страны. Первая фаза – это фракция в Госдуме, и тогда у нас появляется возможность участвовать в региональных выборах в 2017 году, а в 2018 году – президентские выборы, там можно будет дать серьезный бой, результатом которого может стать смена политического курса», – заявил он. Напомним, что ПАРНАС как раз в середине декабря и планирует начать, по сути дела, агитационную «Волну перемен».
По мнению Мерзликина, на акцию КПД придет от силы несколько тысяч человек: «Если у власти будет ощущение, что придет так мало народу, шанс на то, чтобы получить разрешение, будет. Если же будет ощущение, что акция будет большой, – тогда точно в центре не разрешат». Шаров-Делоне не согласился с такой оценкой: «Согласуют или нет – неизвестно, это такой черный ящик, власть действует по собственной логике. Но по нашим ощущениям, народу придет очень много, потому что сейчас обострилась обстановка в стране. Власть всегда, когда чувствует, что может прийти много людей, согласовывает акции, а сейчас явно такой случай».
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин сообщил «НГ», что в партии ничего не знали о Марше перемен и даже думали, что организаторы отказались от него. Поэтому «Яблоко» собирается провести 12 декабря митинг в защиту Конституции на Пушкинской площади с участием до нескольких тысяч человек: «Мы планируем сделать вернисаж – текст статей Конституции с рисунками нарушений этих статей». Лидер «Яблока» подчеркнул, что на мероприятие приглашаются все демократические силы, им всем дадут слово. Так что если марш запретят, что скорее всего, по его мнению, и произойдет, то «Яблоко» приглашает всех на свой митинг.
Между тем Шаров-Делоне опроверг расхожее мнение, что большие акции разрешают только тогда, когда среди заявителей есть политпартии. Он напомнил, что КПД был единоличным заявителем самых крупных оппозиционных акций последнего времени – и Марша против подлецов в 2013 году, и обоих Маршей мира в 2014-м, и Марша правды в том же году, каждый из которых собирал, по разным данным, от 30 до 100 тыс. человек.