Аналитики Центра Степана Сулакшина (третий справа) позвали на дискуссию бывшего командира ополчения Донбасса Игоря Стрелкова (второй справа). Фото автора
Экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков и глава Центра политической мысли и идеологии Степан Сулакшин анонсировали вчера создание «партии нового типа», оппозиционной действующей власти. Однако ее регистрация намечена лишь на 2017 год. Название партии пока не придумано, очевидно, специально.
Степан Сулакшин на прошедшем вчера круглом столе объявил, что пришла пора формировать ядро «партии нового типа» и ее начальные структуры. Он заявил, что одним из руководителей такой организации может стать Игорь Стрелков (настоящее имя Игорь Гиркин. – «НГ»), экс-министр обороны так называемой Донецкой народной республики (ДНР), а до этого, по некоторым сведениям, бывший сотрудник ФСБ и Вооруженных сил РФ.
Стрелков, который присутствовал на данном мероприятии, такой возможности не исключил, хотя и заметил: «Пока этот проект скорее из разряда того, что мы будем делать в случае кризисной ситуации в стране». На вопрос «НГ» о том, когда партия планирует подать документы о регистрации в Минюст и собирается ли участвовать в каких-либо выборах, Стрелков пояснил, что он вообще пока не слишком-то верит в регистрацию будущей структуры или любой другой настоящей оппозиционной партии: «Я прослужил достаточно, чтобы знать, как это делается, когда партию не хотят регистрировать. Поэтому вопрос ваш не по адресу».
Согласно уже изданной тиражом в 3 тыс. экземпляров политической платформе будущей партии, регистрация намечена на 2017-й, а то и 2019 год. Вопрос, какой будет идеология этой организации, Стрелков назвал «дискуссионным». Однако на прямое уточнение со стороны «НГ», будет ли партия оппозиционной президенту Владимиру Путину, уже Сулакшин ответил утвердительно. В программных же документах в качестве «высших ценностей» указаны «территориальная целостность России», «ответственность за судьбы мира и человечества», «всеобщее благо», «русская цивилизационная идентичность» и т.п. Ценность человеческой жизни в этом списке на девятом месте, между «народосбережением» и «патриотичностью».
Поэтому-то многие из присутствовавших на круглом столе экспертов в своих докладах говорили больше об опасности «оранжевых революций» и «прислуживании американскому капиталу», критиковали «белоленточную оппозицию» за желание сменить власть, но не политическую систему.
Сулакшин то ли в шутку, то ли серьезно пригласил вступить в новую структуру и оказавшегося на мероприятии зампреда думской фракции «Справедливая Россия» Михаила Емельянова. Емельянов в ответ объяснил, что партия, которая могла бы консолидировать вышеописанные общественные силы, была бы актуальна. Но вот удастся ли это сделать, пока непонятно, сказал он, и пожелал удачи.
Собеседник «НГ», близкий к Центру Сулакшина, отметил, что пока «для реализации идеи нет ресурсов – ни человеческих, ни финансовых, насколько мне известно».
Он предположил, что сейчас это скорее пиар самого центра, которым идея создания некой «партии нового типа» действительно продвигается уже давно, но пока лишь на уровне теории. Напомним, что тем не менее опыт партстроительства у Сулакшина все-таки есть – в начале 1990-х он был одним из сопредседателей Республиканской партии России. Широкую известность он получил вновь в марте 2013 года, когда опубликовал доклад, в котором официальные итоги выборов Госдумы-2011 были определены как недостоверные. С помощью математической реконструкции Сулакшин попытался доказать, что «Единая Россия» по итогам кампании вовсе не заняла первого места, получив лишь 20–25% голосов, выиграла же выборы КПРФ с результатом в 25–30%. После чего Сулакшин был вынужден покинуть пост гендиректора Центра проблемного анализа и создал собственную аналитическую структуру.
По мнению главы Политической экспертной группы Константина Калачева, хорошим названием для новой структуры было бы «Сильная Россия» или «Великая Россия». «Название партии, которая ориентируется на имперскую идею, безусловно должно отражать эту ее идеологию, а «Сильная Россия» – это пока вроде бы еще свободное название». По его словам, «популярность Стрелкова уже сошла на нет, а заявленная ниша достаточно узка и хотя фанатов безусловно можно найти, но их даже на 5% вряд ли хватит».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что хотя «партия Стрелкова и может быть востребована, но она не будет зарегистрирована». «Есть определенный слой общества – несколько процентов, которые жалеют, что Россия не вошла в Киев, Харьков, Одессу и т.д. Есть и возможный актив – это люди, которые вернулись с войны в Донбассе», – пояснил эксперт. Однако он напомнил, что «у нас ни одна партия националистов не зарегистрирована в настоящее время». Впрочем, по мнению Макаркина, «этот явно оппозиционный проект с имперским уклоном – заявка вовсе не на 2016 год, а на более отдаленную перспективу, когда, как они рассчитывают, кризис усилится и будут востребованы более радикальные силы».