Алексей Навальный, несмотря на давление, намерен сохранить активность в политическом пространстве. Фото Reuters
Вчера РПР–ПАРНАС сдала подписи в Костромской избирком. После ареста здесь начальника штаба партии Андрея Пивоварова и снятия списков в Новосибирске и Магадане развернулась дискуссия о смысле участия Демкоалиции в выборах. Демократов упрекают в том, что это придает видимой легитимности кампании, не делая ее по-настоящему открытой и честной. РПР-ПАРНАС уверен, что отстаивает свое право добиваться смены власти, – и прицеливается к думским выборам. Эксперты согласны, что меньшинство, к которому сейчас апеллирует партия, когда-нибудь может стать большинством.
Спор о целесообразности участия коалиции на базе РПР–ПАРНАС завел в эфире «Эха Москвы» журналист Олег Кашин, обвинив одного из лидеров Демкоалиции, Алексея Навального, в подыгрывании Кремлю. По мнению Кашина, попытки участия оппозиции в срежиссированных властью процедурах играют на руку лишь ей одной. Оппозиции это не дает ничего, кроме прессинга и уголовных дел. Навальный ответил, что коалиция считает правильным такой способ давить на созданную Кремлем систему власти.
Зампред РПР–ПАРНАС Илья Яшин сказал «НГ», что цель участия партии в выборах – смена власти, и только так это можно сделать легитимным способом. Позицию, что партия таким образом подыгрывает властям, Яшин назвал нелепой и циничной. «Аресты, уголовные дела в отношении однопартийцев и совершенно хамское отстранение наших списков с выборов являются лучшим доказательством того, что мы единственная политическая сила страны, которая не ведет кулуарных переговоров с Кремлем. Поэтому мы и находимся под таким прессингом», – заявил он.
Исполнительный директор РПР–ПАРНАС Михаил Шнейдер напомнил «НГ», что партия, не участвующая в течение определенного времени в выборах, лишается регистрации. Не исключено, говорит Шнейдер, что и закон о выборах, согласно которому партии собирать подписи на парламентские выборы 2016-го не нужно, будет изменен: «И выяснится, что нужно иметь своего представителя не в одном, а в двух-трех субъектах». Он подчеркнул, что избирательная кампания – это еще и способ донесения информации, потому что других у оппозиции просто нет – ни телевидения, ни радио, ни массовой печати: «Участие в выборах – реализация конституционных прав граждан. Спрашивать: «Зачем в них участвовать?» – это все равно что спрашивать человека: «А зачем ты реализуешь свое право на свободу слова?»
Председатель партии «Демократический выбор» Владимир Милов – еще один из лидеров Демкоалиции – заявил «НГ»: «Оппозиция идет на выборы ради избирателей, которые хотят видеть альтернативу». Политик привел в пример, как он сам два раза выдвигался на выборы у себя в районе: «Меня оба раза не пускали, но теперь люди останавливают на улице и задают вопросы: когда кончится весь этот произвол чиновников и почему вы не пытаетесь куда-то избираться?»
Да и региональная избирательная кампания, говорит политик, дала понять, что 85-процентной поддержки у власти нет: «Очень много людей готовы поддерживать адекватную оппозицию, и кто-то обязан их представлять. Скептики, которые считают, что в выборах участвовать не надо, не приводят никаких аргументов, чем еще может заняться оппозиция, чтобы изменить ситуацию в стране». А вот оппоненты по демократическому лагерю уверены, что в РПР–ПАРНАС и сами не слишком рассчитывали, что их пропустят на выборы. «Цель, насколько я понимаю, была раскрутиться перед выборами в Госдуму», – сказала «НГ» зампред «Яблока» Галина Михалева.
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, в свою очередь, считает, что самая важная причина похода на выборы – это «пустить корни в местную региональную власть». Кроме того, «им надо получить гарантию, что они будут участвовать в выборах в Госдуму без сбора подписей: чем больше мест они получат, тем больше с партией будут считаться». Ранее эксперт отмечал и другую важную причину: раскрутку лидеров Демкоалиции.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что хотя точки зрения на участие в выборах могут быть разные, но «в итоге получается такая ситуация, что и противники выборов тоже на них идут». Он пояснил, что внятных аргументов для неучастия оппозиции в избирательном процессе нет, а «выборы – это возможность заявить о себе, организовать кампанию по сбору подписей, возможность мобилизовать сторонников и привлечь новых». Эксперт подчеркнул, что те, кто ведет предвыборную кампанию, находятся в публичном пространстве: «Если ты не идешь на выборы, то должен ждать какой-нибудь революции, которая вдруг случится. Но огромное количество людей, которые в разных странах ждали и не шли на выборы, ничего не получили, они так и остались маргиналами в каких-то клубах по интересам».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев уверен, что в РПР–ПАРНАС выбрали правильную тактику: меньшинство, к которому апеллируют демократы, рано или поздно, считает он, должно стать большинством. Да и сейчас, уверен эксперт, россияне хотят смены власти эволюционным, а не революционным путем: «Люди в регионах недовольны ситуацией на местах. Конструктивные методы борьбы как способ донести свою точку зрения до большинства более эффективны, чем призывы к революции». По его мнению, время работает в пользу ПАРНАСа: «Когда-то они переживут нынешнее руководство страны. А если не участвовать в выборах, то и победить никогда не получится».