Андрея Пивоварова суд оставил под арестом на два месяца. Фото со страницы Дмитрия Анисимова в Twitter
Пивоварова, обвиняемого по статье 272 части 3 Уголовного кодекса (неправомерный доступ к компьютерной информации), суд вчера оставил под стражей на два месяца. Накануне его дело было передано в отдел по особо важным делам Костромского управления СК. Напомним, что главу избирательного штаба Демкоалиции арестовали в ночь на 28 июля, когда он пытался уточнить в полиции данные тех граждан, которые подписались в поддержку кандидатов РПР-ПАРНАС. По версии следствия, сотрудник МВД незаконно предоставил частному лицу, то есть Пивоварову, доступ к банку данных, содержащему паспортные данные жителей области, который предназначен исключительно для служебного пользования.
Как пояснил «НГ» адвокат Вадим Прохоров, «272-я статья – хакерская: кто-то что-то взломал и использовал информацию в корыстных целях, у Пивоварова же другая ситуация: максимум, что он мог сделать в полиции, – это попросить проверить базу данных избирателей, то есть уточнить подлинность подписей, а это общественно значимые цели, следовательно, с точки зрения права состава преступления в этих действиях нет».
Прохоров напомнил, что ознакомление со списком избирателей – открытый процесс с точки зрения избирательного законодательства, а «Пивоварову, по сути, вменяют то же самое». По мнению юриста, все «очень похоже на провокацию с участием полицейского». Адвокат подчеркнул, что оппозиция оказалась в патовой ситуации: «Здесь в любом случае последуют репрессии: либо нас обвинят в том, что мы не проверяем подписи, – и тогда нам грозить статья 142 по фальсификации избирательных документов, либо пытаемся проверять – и тогда шьют 272-ю».
Зампред РПР–ПАРНАС Илья Яшин сказал «НГ»: «Обысков в штабе коалиции в Костроме пока не было, но мы понимаем, что следствие будет продолжаться и к нам могут прийти». Он подчеркнул, что «дело возбуждено в логике развития политического процесса – это давление на оппозицию всеми способами». По его словам, собранные подписи «пока не пытались изъять».
В то же время у демократов возникли проблемы и в Магадане. Как сообщил кандидат в облдуму Георгий Албуров, прокуратура проводит проверку по заявлению граждан на членов избирательного штаба: «На нас написали заявление за «раскрытие персональных данных», прокуратура изучает». Вчера же рабочая группа Магаданского избиркома рекомендовала отказать партии в регистрации на выборах, о чем сообщил юрист Партии прогресса Дмитрий Крайнев. «У нас в Магадане забраковали 25 подписей из 112 проверенных, это больше допустимых 10%», – сообщил, в свою очередь, сам Албуров. Крайнев же подчеркнул, что собранные партией подписи проверены и подтверждены по государственной автоматизированной системе «Выборы».
СК между тем начал доследственную проверку в Новосибирске «по факту мошенничества и фальсификации избирательных документов региональным отделением партии РПР–ПАРНАС». По словам официального представителя СКР Владимира Маркина, заявление о невыплате вознаграждения, причитающегося по договору за сбор подписей избирателей региональным отделением РПР–ПАРНАС, подал некто гражданин Никифоров.
Как пояснил Маркин, «следственными органами будут проверяться факты умышленного предоставления партией РПР–ПАРНАС в региональный избирком фальсифицированных подписных листов для участия в выборах в Заксобрание Новосибирской области». Если они подтвердятся, то «будет принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 142 УК РФ – фальсификация избирательных документов».
По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, разворачивающаяся вокруг РПР–ПАРНАС кампания – это «ответ федеральной власти на протест оппозиции в Новосибирске», где демократам отказали в регистрации партийного списка. Он подчеркнул, что ситуация явно вышла за пределы компетенции региональной власти и теперь этим занимаются в федеральном Центре: «Возможно, силовой блок в Кремле убедил власть вообще не пускать либералов на выборы, и сейчас их вряд ли пропустят в каком-либо регионе. Фактически против оппозиции началась война».