Михаил Ходорковский надеется, что плохое отношение россиян к Западу когда-нибудь пройдет. Фото с сайта www.khodorkovsky.ru
Михаил Ходорковский на совещании Атлантического совета рассказал, в чем суть конфликта между Россией и Западом. Он уверен, что конфронтацию специально поддерживает часть российской элиты, тем более что система власти, созданная Владимиром Путиным, исключает стратегическое сближение с Европой и США. Стало быть, заявил экс-глава ЮКОСа, конец этому придет лишь со сменой президента. Эксперты считают, что Ходорковский тем не менее возможностей для реванша скорее ждет, чем сам их создает.
Конфронтация России с Западом «абсолютно искусственна», подчеркнул экс-глава ЮКОСа. Отметим, что накануне он выдвигал этот же тезис в своей программной статье «GoWest: как вывести Россию из тупика». Заметим, что в обоих случаях речь идет о противостоянии именно стран, систем или даже идеологий. Однако вчера эти слова оппозиционного политика были интерпретированы в западных СМИ, за которыми последовали и российские, как заявление о том, что Ходорковский вроде бы сказал исключительно об искусственности конфликта Путина с Западом.
Возможно, именно поэтому пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался вчера вообще от каких-либо комментариев заявлений бывшего олигарха. Не захотели в Кремле давать каких-то оценок и его деятельности. Хотя вот тот же Ходорковский приветствовал вчера предпринятый в Бельгии арест российского госимущества, последовавший после того, как европейское правосудие встало на сторону бывших акционеров ЮКОСа. Формально, напомним, прежний его владелец во всех этих тяжбах не участвует, но нельзя не заметить, что более часто заканчиваться положительными решениями они стали после того, как Ходорковский был отпущен на свободу и эмигрировал.
С тех пор он периодически делает то одно, то другое политическое заявление о российской власти и ситуации в стране. «С чем-то в его выступлении можно согласиться, а с чем-то – нет», – так прокомментировал слова об искусственности конфликта России и Запада гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. По его мнению, проблемы здесь как раз естественного свойства: «Наша система власти не полностью вписывается в европейские стандарты». В то же время Путин, заметил Бунин, свой идеологический выбор, в общем-то, сделал уже очень давно: одним из первых мировых лидеров связался с президентом США Джорджем Бушем после трагедии 11 сентября 2001 года, да и затем шел Америке на многочисленные уступки.
Стоит заметить, что действительно в разжигании розни с Западом Ходорковский винит не столько президента, сколько российскую элиту, которая всеми силами пытается удержаться у власти. Путин же предстает объектом критики скорее как создатель той системы, которой необходим «внешний враг, чтобы отвлечь внимание от коррупции». Система эта строится на том принципе, что любое решение зависит от одного человека. И поэтому о «новом стратегическом сближении, пока Путин находится у власти», не может быть и речи, «к сожалению», как подчеркнул в своем выступлении Ходорковский. Однако рано или поздно, считает он, власть изменится, и Западу нужно быть готовым к этому. Здесь слова Ходорковского во многом созвучны тезисам другого политэмигранта – экс-ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева. Тот в конце минувшей недели опубликовал в Washington Post колонку, призвав Запад «готовиться к серьезным волнениям в России».
Что касается обвинений в адрес элиты, то, по словам Бунина, российские верхи не просто разошлись с западными в каких-то оценках, ведь наша власть при этом опирается на умонастроение россиян. Последние же в отличие от прозападно настроенного Ходорковского, по мнению эксперта, мыслят себя не только европейцами, но и обладателями пресловутого особого пути. Об общественном настроении в России в своей «атлантической» речи, кстати, сказал и сам Ходорковский. Скажем, он призвал власти США воздержаться от поставок вооружения в Украину лишь потому, что «многие россияне уже поверили в то, что конфликт происходит между Россией и Штатами».
Нужно отметить, что Ходорковский сразу же после своего появления за границей вовсе не был пассивен в деле критики российских властей, но он был в этом плане аккуратен. Сейчас же он выражается более жестко. С начала этого года он не раз говорил о расколе в элитах, растущем беспокойстве в обществе и бизнесе, а также об «осени Путина». И если раньше экс-глава ЮКОСа отзывался о Путине как о «политическом оппоненте, а не враге», то теперь он предрекает то госпереворот с участием спецслужб, то готовность президента к политическим репрессиям.
Ходорковский явно мыслит десятилетиями, уверен Бунин, он продолжает делать из Путина политического оппонента, оппонируя ему на ценностном уровне. «Когда бомбили Югославию, отношения россиян к Штатам резко ухудшились, – подчеркнул эксперт. – Потом они выровнялись. Затем была Грузия – опять стали плохими. Примерно такое же падение происходит и сейчас». Ходорковского же, заявил Бунин, явно больше интересуют долгосрочные перспективы, когда взгляды общества по поводу Запада опять изменятся и речь уже не будет идти о 10–12% населения с соответствующим настроением. И действительно, оппозиционный эмигрант в последнее время стал меньше откликаться на внутриполитические российские события. Так что вряд ли Ходорковский нацеливается на ближайшие президентские выборы, резюмирует политолог. Впрочем, и в следующих его участие тоже маловероятно: «Но он, хотя это очень маловероятно, похоже, все-таки надеется взять реванш через какое-то время».
Читайте также:Почему "план Маршалла" не актуален для России