Лидер движения «Русские» Дмитрий Демушкин (в центре) пока еще и на свободе, и может заниматься политикой. Фото из группы «Казачий ножевой бой» в социальной сети «ВКонтакте»
Сотрудники силовых ведомств на днях прервали турнир по ножевому бою, организованный руководителем националистического движения «Русские» Дмитрием Демушкиным. Сегодня он вызван на беседу в ФСБ. «НГ» выяснила, что за последние пару лет власть вытеснила националистов сначала из медийного пространства, а затем и политического. Оставшиеся же полуподпольные группы неустанно преследуются правоохранителями.
Силовики появились на соревнованиях в тот момент, когда свое искусство владения ножом должны были показать девушки. Им, впрочем, так и не дали помериться силами – все присутствовавшие без разбору были задержаны для выяснения личности. По словам Демушкина, в операции были задействованы пять автобусов с ОМОНом, спецназ и сотрудники ФСБ.
После того как всех дактилоскопировали, группу из 50 задержанных распустили, а лидера движения «Русские» вызвали на сегодня на беседу в ФСБ. Демушкин уверен, что эта акция во многом была продиктована личной неприязнью к нему и его соратникам сотрудников МВД из центра «Э». По его словам, у него это уже пятое задержание за полтора месяца, и предлог для операции опять звучит сомнительно: проверка документов с целью установления лиц, находящихся в розыске или причастных к каким-либо преступлениям.
Демушкин заявляет, что власти пресекают любую его активность – те же соревнования по ножевому бою прерывались уже неоднократно, а в апреле случились аресты в Театральном центре на Дубровке, где националисты якобы отмечали день рождения Гитлера, что лидер «Русских» категорически отрицает. Демушкин уверяет, что явное расхождение курса власти и националистов пошло сразу же после начала украинских событий осенью 2013 года.
«НГ» попросила аналитическое агентство «Медиалогия» выявить динамику упоминаний националистов в российских СМИ. Согласно графику, волна медиаинтереса к ним растет с 2009 по 2013 год, а затем начинает падать – вплоть до рекордного минимума в середине этого года. Напомним, что ранее, например, такой праздник, как День народного единства, фактически был монополизирован националистами, выводившими на улицу большие массы людей. Власть, впрочем, очень скоро начала за него борьбу с помощью молодежных организаций типа «Наши», «Молодая гвардия «Единой России» и «Местные». Кроме того, 2011–2012 годы были отмечены ростом протестной активности, к которой присоединились и националисты.
Но затем случился Крым. «Украина оттеснила националистов, заняв почти все медийное пространство, – пояснил «НГ» Демушкин. – И если раньше даже избирательные кампании строились на межнациональных противоречиях и это была одна из главных тем, то теперь не только националисты, но и любая политическая оппозиция ушла в тень». Из-за Украины жестче стала и позиция властей: последние националистам никогда не симпатизировали, но в каких-то вопросах, по его словам, «был диалог через посредников с теми силами, которые проводили крупные общественные акции». Однако сейчас все контакты оборваны.
Не осталось среди националистов и медийных лиц. Как пояснил Демушкин, «никого, наверное, кроме меня, – Александр Белов (Поткин. – «НГ») 11 месяцев находится в Матросской Тишине, другие лидеры были вынуждены покинуть Россию, так что из фронтменов не осталось никого». Причем сам руководитель «Русских» на вопрос «НГ» о планах ответил, что главное в них – пока просто «остаться на свободе».
Медиавлияние российских националистов переживало взлеты и падения – до начала украинского кризиса. График предоставлен аналитическим агентством «Медиалогия» |
Однако определенное движение на этом фланге он предполагает. «Это будут легальные прокремлевские группы, – предположил Демушкин. – В свое время что-то подобное пытался сделать Дмитрий Рогозин, но сейчас ему это неинтересно». Он отметил, что структуры, использующие сходную с националистической повестку, могут быть самые разные: «Ночные волки», «Антимайдан», очередная реинкарнация «Наших». А вот националисты, опирающиеся на электорат русских маршей, уже не появятся: «Даже если такие движения будут согласованы с властью, нужно очень много лет, чтобы выйти на тот высокий уровень».
Однако для создания иллюзии существования в стране националистических структур «скорее всего будет создана информационная подмена». Что, уверен Демушкин, чревато уже и так происходящей радикализацией общества: «Ликвидация любых крупных политических групп ведет к маргинализации, расколу – и люди становятся озлобленными». Демушкин объяснил причину: «Крупные общественные объединения подобного рода никогда не ставили целью совершение любого рода преступлений. Допустим, если вы имеете отделения по всей России, то, понятное дело, согласовываете свои действия с властями». А радикальные мелкие группы «ни с кем не взаимодействуют, они полностью оторваны» и могут представлять опасность для властей.
Социальный психолог Алексей Рощин, в свою очередь, видит проблему в самих националистах, не сумевших сформировать месседж для общества. «Они никогда не числились в медиаперсонах, – сказал «НГ» эксперт. – Разве что можно вспомнить, как Егор Холмогоров какое-то время вел передачу на НТВ, но он был отменно уныл». Власти же «вообще никакие сколь-нибудь независимые от нее медиаперсоны с упором на массы» не нужны, считает Рощин. Власть сейчас консолидирует общество, призывая его быть сильным, указывая точно, кто хочет обидеть русского медведя. Националисты же, по мнению Рощина, не смогли сформулировать никакого иного послания, кроме интернет-мема РЛО – «русских людей обижают». А это, заключил эксперт, «все-таки слишком жалостливо звучит».