Коммунист Валерий Рашкин горячо настаивал на парламентском расследовании «дела Сердюкова». Фото РИА Новости |
Госдума не будет проводить парламентского расследования деятельности Анатолия Сердюкова на посту министра обороны. С соответствующим требованием выступили депутаты от КПРФ. Они нашли поддержку в «Справедливой России» и ЛДПР. Однако «Единая Россия», имеющая большинство в комитете ГД по конституционному законодательству, который ранее и рекомендовал инициативу коммунистов не поддерживать, вчера ее окончательно и заблокировала.
За проект соответствующего решения нижней палаты в итоге проголосовали лишь 199 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов. 35 парламентариев выступили против, один воздержался. Таким образом, большая часть единороссов просто отказалась участвовать в голосовании.
Стоит отметить, что вчерашнее дискуссионное противостояние на Охотном Ряду больше походило на эмоциональную беседу слепого с глухим. Зампред ЦК КПРФ Валерий Рашкин, его коллеги по фракции, а также депутаты из «Справедливой России» и ЛДПР доказывали, что парламентскую комиссию по расследованию сейчас необходимо создать для предотвращения подобных происходившим ранее в Минобороны инцидентов в будущем. На что глава комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин раз за разом отвечал им: мол, в чем-то мы с вами согласны, но к конкретному обращению коммунистов это наше согласие не имеет никакого отношения.
По словам Плигина, по упомянутым в этом обращении девяти эпизодам дела уже принято решение суда, а по другим 35 эпизодам оно будет принято обязательно. К этому в принципе и свелась суть вчерашних парламентских баталий, сопровождаемых время от времени по-настоящему гневной риторикой. Рашкин, к примеру, для начала напомнил о приговоре Евгении Васильевой, подверг критике практику прокуратуры назначить всем медийным персонажам условные сроки, в том числе, как он выразился, «амазонкам Сердюкова». Он также напомнил, что экс-министров сажают даже в Европе, после чего и напал на профильный комитет с претензиями.
Глава комитета все обвинения отверг: «Можно говорить что угодно, если ты не прочитал текст, который служит предметом обсуждения. Господин Рашкин текст этот точно не читал». По его словам, парламентарии не могут расследовать отдельные составы какого-то преступления. И в дальнейшем Плигин четко выдерживал все ту же линию.
«Вы считаете, что Сердюкова незаслуженно отстранили от должности и никакого урона он не нанес?» – спросил у главы профильного комитета коммунист Николай Коломейцев. Плигин ответил в таком духе: а у нас вообще-то другой предмет разговора. Эсэр Дмитрий Горовцов указал, что за все это время много чего произошло – не хочет ли комитет обсудить дело с учетом новых обстоятельств. Плигин ответил: мы сейчас не о том говорим, комитет действовал в рамках поступившего к нему обращения. А вот если поступят другие, то комитет и их рассмотрит, но, «видимо, уже не в рамках вопроса о возбуждении парламентского расследования, а в рамках других процедур». Либерал-демократ Александр Шерин задался вопросом: как вообще получилось так, что Сердюков, которого в итоге обмануло его окружение, вообще мог руководить Вооруженными силами ядерной державы? «Мы вопрос предметно рассматривали, – ответил ему Плигин. – На общие позиции не выходили».
Он вчера призвал депутатов не снижать уровень доверия к коллегам из комитета – коммунистам, по его мнению, стоило бы в свое время либо отозвать обращение, либо подготовить новое. Затем он напомнил собравшимся об амнистии, под которую подпал Сердюков, а также дал депутатам наказ не брать на себя роль судей: «Я понимаю тот пафос, который раздается в настоящее время, и те оценки сроков, которые появляются. Но избави бог этих людей от реального столкновения с ситуацией, когда эти сроки начинают реализовываться». В итоге в ответ на критику законодательства страны Плигин ответил: «С моей точки зрения, действующее законодательство в сфере противодействия коррупции является совершенным». Мол, в каких-то моментах оно даже лучше законодательств других стран – уже и результаты этой борьбы имеются, и общество поддерживает в ней президента.
Коммунист Юрий Синельщиков – бывший зампрокурора Москвы – в своем выступлении предметно этой линии Плигина возразил. По его словам, практически все депутатские расследования прошлых лет проводились параллельно предварительному следствию или дознанию. То есть оснований для запрета парламентского расследования нет. Его поддержал и депутат Сергей Иванов (ЛДПР), сформулировавший позицию сторонников расследования таким образом: роль судей никто на себя брать не будет, просто хочется разобраться, что было, а чего не было.
На это ответил уже единоросс Дмитрий Вяткин, по факту поставивший в дискуссии точку: сами ратуем за соблюдение закона, но вот если примем решение о формировании комиссии – закон нарушим: «Дума не вправе заниматься той деятельностью, которая относится к компетенции следствия». Впрочем, остановиться можно было и намного раньше – сразу после оглашения позиции профильного комитета.