Оппозиционерка Наталья Пелевина правоохранительным органам известна уже давно. Фото с сайта www.svoboda.org
Активистку РПР–ПАРНАС Наталью Пелевину допросили в Следственном комитете (СК) России, обвинив в организации и финансировании массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года. С нее взята подписка о невыезде. Эксперты увидели в новом витке «болотного дела», которому скоро исполнится три года, желание поддерживать оппозицию в напряжении.
После обыска Пелевина сообщила, что полицейские изъяли у нее все компьютеры и телефоны и отвезли на допрос в СК, взяв затем подписку о невыезде и присвоив ей статус подозреваемой. Пелевина сказала «НГ», что к ней пришли «люди в штатском» и предъявили разрешение на обыск от судьи Басманного суда Артура Карпова, «в котором не приводилось никаких подробностей или оснований».
Как сообщил адвокат Сергей Бадамшин, допрос прошел без его участия. Защитник заявил, что считает все действия следователей незаконными и будет их обжаловать.
По словам Пелевиной, только впоследствии выяснилось, что у нее в гостях были сотрудники СК и МВД: «Я, ничего не ожидая, вышла навстречу – тогда они ворвались в квартиру, вырвали у меня телефон и не дали никому позвонить». Оппозиционерка считает, что поводом для уголовного преследования стали исключительно политические причины: «Никакой привязки к «болотному делу» быть не может: я там не была, не занималась организацией марша, не открывала никаких кошельков и ничего не финансировала. Я не понимаю, как они собираются объяснять, что я организовывала и финансировала события 6 мая».
По мнению Пелевиной, у властей просто созрел повод ее прессануть: «Возможно, было желание привлечь меня по какому угодно процессу – и лучше, чем 6 мая, они просто придумать не смогли. Наверное, у них есть желание держать меня в таком подвешенном состоянии. Либо посадить». Кроме того, не исключает она, следствие желает несколько освежить уже почти трехлетнее «болотное дело».
Пелевина же стала 34-м его фигурантом. Интересно, что в тот же день, 17 апреля, в СК сообщили о завершении сбора доказательств в отношении 33-го фигуранта Ивана Непомнящих, которому вменяются в вину статьи Уголовного кодекса о «массовых беспорядках» и «применении насилия в отношении представителя власти». Напомним, что его заподозрили в избиении полицейских зонтом в ходе протестной акции. Как известно, часть «болотников» продолжает оставаться в тюрьмах, в том числе Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев, которых ранее как раз и считали организаторами и финансистами этой попытки экспорта в Россию цветной революции. И лишь часть «болотников» смогла выйти по амнистии в честь 20-летия Конституции в декабре 2013 года.
Экс-фигурант «болотного дела» Николай Кавказский заявил «НГ», что «болотное дело» и не прекращалось, потому что «власть постоянно выдергивала по одному человеку каждые несколько месяцев». По его словам, это показательно: дело продолжается вопреки надеждам оппозиции на его окончание, а силовики «демонстрируют, что даже если ты не был на Болотной площади, но являешься активным оппозиционером, то жди претензий, это такой инструмент запугивания».
По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, «болотное дело», возможно, не хотят заканчивать те люди, которые боятся оказаться невостребованными: «Там же собрана большая команда следователей, которые занимаются подготовкой «процессов века», они уже привыкли к тому, что выполняют особо значимую для государства работу. А если она закончится, то придется дальше заниматься какими-то рутинными делами». По мнению эксперта, и самой власти невыгодно останавливать этот процесс, держащий оппозицию в постоянном напряжении, ведь «никто не знает, кто будет следующим». По словам политолога, поскольку многие оппозиционные активисты были в той или иной форме задействованы в процессе, то «одним можно вменить в вину участие в массовых беспорядках, другим – нападение на полицейских, третьим, в частности Пелевиной – финансирование беспорядков».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, в свою очередь, сказал «НГ»: «Запущенный механизм сложно остановить, и, если есть основания для проведения подобного рода обысков, значит, их нужно проводить. Я не думаю, что здесь есть какой-то политический подтекст. Просто люди работают – идут следственные действия».
Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Александр Кобринский рассказал «НГ», что подобного рода обыски постоянно проходят и в Москве, и в Петербурге. Кроме того, по его мнению, следователи пользуются тем, что по делу еще не истек срок давности: «Им же тоже надо отчитываться, что они работают: в Чечню их не пускают, чтобы они там брали показания у потенциальных заказчиков убийства Бориса Немцова, да и вообще – это опасно для жизни. А тут – работать с девочками – гораздо приятнее». Кобринский пояснил, что пока дело не закрыто, потому что оно возбуждено в отношении неустановленных лиц. А установлены они могут быть и через несколько лет. Если есть желание следователей, считает юрист, то дело по Болотной площади можно возбудить вообще практически против любого человека.