Первый замгенпрокурора Александр Буксман получил от Госдумы почти единогласную поддержку. Фото РИА Новости |
Депутаты Госдумы вчера сняли неприкосновенность со своего коллеги Ильи Пономарева и дали согласие на возбуждение против него уголовного дела. Обсуждение прошло крайне политизированно: парламентарию припомнили и голос против вхождения Крыма в состав РФ, и белоленточное движение. Сам Пономарев, узнав об итогах заседания, заявил, что подумает, возвращаться ли в Россию.
Когда первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков объяснял вчера регламент обсуждения, он сказал, что документ предполагает и выступление самого Пономарева. Перед докладом первого заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана один из парламентариев пошутил: «По скайпу скажет». А Буксман еще раз напомнил думцам о сути вопроса. Пономарев проходит по так называемому делу фонда «Сколково» о хищении 750 тыс. долл. Имя его всплыло в связи с проверкой Счетной палаты и расследованием в отношении бывшего вице-президента фонда Алексея Бельтюкова.
По поводу последнего мнения депутатов разделились. Кто-то призвал считать его виновным из-за некомпетентности – зачем заключил с Пономаревым договоры о лекциях за 300 тыс. долл. По мнению Буксмана, именно Бельтюков взял на себя всю ответственность за контроль по исполнению указанных в договорах работ. Другие парламентарии отмечали, что Бельтюков больше напоминает потерпевшего – дескать, он был введен в заблуждение, себе денег не взял, а все отдал Пономареву.
Перечислив грехи парламентария, Буксман заявил: «В ходе расследования получены достаточные данные, указывающие на наличие в действиях Пономарева преступления, предусмотренного частью 5 статьи 33 и частью 4 статьи 160 УК РФ (пособничество в растрате чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием служебного положения в особо крупном размере)».
Депутаты спросили Буксмана, а планируется ли полная проверка «Сколково»? Ведь Пономарев, по их мнению, вряд ли мог исполнять роль первой скрипки. Буксман ответил, что дело возбуждено по факту проверки Счетной палаты. Дескать, будут еще материалы, они будут рассмотрены, а Пономарев – действительно не основное виновное лицо, он – соучастник, которого и привлекают за пособничество. Был от парламентариев и риторический вопрос: как можно было привлекать в лекторы лицо без высшего образования и чем же объясняется его такой высокий оклад? «Видимо, тот факт, что Пономарев был депутатом Госдумы, увеличивает в десятки раз стоимость прочитанных им лекций», – ответил на это первый замгенпрокурора.
То, что представление Генпрокуратуры будет удовлетворено, было понятно с самого начала. Оставалось лишь увидеть, в какой атмосфере все это действо будет происходить. Похоже, вчера депутаты голосовали не столько даже против Пономарева-лектора, сколько против Пономарева-политика. Скажем, Алексей Диденко из ЛДПР обращался к нему исключительно «мистер Пономарев». Он напомнил парламентариям о прошлогоднем голосовании о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ: Пономарев тогда единственный выступил против – вот тогда, мол, и надо было лишать его неприкосновенности. Да и Болотную площадь, и белые ленточки либерал-демократ вчера, конечно, тоже Пономареву припомнил.
Стоит заметить, что ранее активно распространялись слухи, что 750 тыс. долл., якобы «уведенные» Пономаревым, пошли как раз в копилку белоленточного движения. Диденко напомнил, что там же оказались и служебная сим-карта депутата Госдумы, которую Пономарев давал участникам митингов, и служебный автомобиль, на котором возили участников протеста. «С огромным удовольствием проголосуем за лишение полномочий», – резюмировал Диденко.
Единоросс Франц Клинцевич поначалу призвал воздержаться от политики: «Алгоритм наших действий лишен даже малейшего политического налета». Затем он сослался на студентов Смоленской академии госслужбы. Мол, они его постоянно спрашивают по поводу двух обстоятельств. Первое: может быть, стоит «перекрыть все лазейки, позволяющие депутату месяцами отсутствовать на рабочем месте»? Второе: все, что говорил Пономарев, было пропитано ненавистью к России, «работал он как не маскирующийся враг». За этим словом уже пошли определения «предатель» и «власовец» – тоже со ссылкой на неких студентов.
Депутаты открытым голосованием практически единогласно высказались за лишение Пономарева неприкосновенности: один был против, один воздержался. Против был Дмитрий Гудков, который вскорости принялся выкладывать информацию о результатах голосования. Судя по всему, именно о Гудкове до этого сказал его коллега по «Справедливой России» Андрей Руденко: «Мы проголосуем за лишение неприкосновенности – все члены фракции, кроме некоторых, которых мы бы также хотели бы исключить».
Воздержался сам Пономарев, о чем он и сообщил в Twitter. До мая, по словам депутата, он вернуться в Россию не может – въезд ему закрыт судебными приставами. Что, кстати, сами приставы опровергают, указывая, что по закону гражданам РФ нельзя закрыть въезд в страну. Сам Пономарев говорит так: захотят его посадить в СИЗО – не вернется, «а если этого происходить не будет, то я, естественно, собираюсь вернуться».